Тарас Бульба – народный герой
Весь был он создан для бранной тревоги...
Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета...
Тарас приосанился, стянул на себе покрепче пояс и гордо провел рукою по усам.
Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!
… Тарас все старался и силился собрать свои мысли и припомнить бывшее. «Да ведь меня же схватили и окружили было совсем ляхи? Мне ж не было никакой возможности выбиться из толпы?
Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным. И, положив ружье, полный тоски, садился он на морской берег. Долго сидел он там, понурив голову и все говоря: «Остап мой, Остап мой!»
А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки И такие поминки по Остапе отправлял он в каждом селении...
Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки «Занимайте, братцы, занимайте скорее, - кричал он, - горку, что за лесом: туда не подступят они!» Но ветер не донес его слов. «Вот пропадут, пропадут ни за что!» – говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр.
Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах и говорили про своего атамана.
Черты Тараса Бульбы Возвышенная, бескорыстная любовь к родине Верность православной вере Готовность к подвигу Преданность товариществу Широта души