Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вводные конструкции 8 класс. Оглавление Обращение Вводные конструкции.
Advertisements

«Односоставные предложения в произведениях Н.М.Карамзина»
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
Проблемный вопрос: В каких случаях вводные предложения выделяются запятой, а в каких тире? В каких случаях вводные предложения выделяются запятой, а в.
Обращение и вводные конструкции Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса» Кириленко.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ Вводные слова Вводные словосочетания Вводные предложения Вставные конструкции.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему «Нужны ли вводные слова?»
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». 1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что: А) писатель приблизил его к живой разговорной речи Б) писатель использовал.
Обращение в русских народных сказках Авторы: Атнишкина Ксения, Шопина Валентина ученицы 6 класса Б МОУ «Средняя школа « 20» Руководитель: Бессчастнова.
Значения вводных конструкций ЭТО НАДО ПОМНИТЬ!!!.
Урок русского языка Урок разработала учитель русского языка Еремина Лидия Петровна.
Тема урока: Повесть Карамзина Н.М. «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Роль пейзажа. Влияние сентиментальных.
Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
Урок русского языка в 5 классе Урок русского языка в 5 классе.
Язык ты конечно есть самая живая самая обильная и прочная связь соед…няющая отж…вшие ж…вущие и будущие пок…ления в одно великое ист…рическое живое целое.
Предложения с обращениями, вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями.
Слово Ох и слово Ах Заблудились в трёх соснах. И сказало Ох со вздохом: – Ох, наверно, дело плохо! И сказало слово Ах: – Ах, как страшно в трёх соснах!
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Урок русского языка Урок разработала учитель русского языка Еремина Лидия Петровна.
Сочинение 1 «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того, чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой.
Транксрипт:

Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »

Участники проекта : Печенкина Мария, 11 Б класс.

Проблемный вопрос :

О.Кипренский «Бедная Лиза»

Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает отношение к сообщаемому. Вводные слова и словосочетания выражают те или иные оценочные значения, придают, экспрессивную окраску высказыванию и часто закрепляются за функциональным стилем речи.

Роль вводных слов в повести Карамзина « Бедная Лиза » Их в произведении очень много, и они встречаются в репликах героев и речи повествователя : верно, может быть, однако, казалось, конечно, я думаю, надобно, видно, мне кажется. Обратим внимание на слова матушки, обращенные к Лизе : «… там, сказывают, будут все веселы …» ; « я, верно, весела буду …» ; «… может быть, сыщется добрый человек …». Вводные слова верно, может быть выражают неуверенность, предположение, сомнение ; сказывают - надежду, возможность.

« Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими …». Вводное слово однако ж обозначает возможность выбора, предположения. Вводные слова верно, сказывают, однако относятся к разговорному стилю. В речи Лизы встречаются вводные слова, например : «… мне казалось, что я умираю, что душа моя …» Вводное предложение мне казалось выражает неуверенность, сомнение, предположение. В речи Эраста так же присутствуют вводные слова и предложения, например, в обращении к Лизе : « Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля ». Вводное предложение я думаю упорядочивает речь Эраста.

Можно сделать вывод, что при помощи вводных слов и предложений герои повести выражают разные чувства : уверенность или неуверенность, предположение, сомнение, надежду Вводные слова используются в речи героев с целью привлечения внимания собеседника. Многократное повторение повествователем вводных слов и предложений придает его речи неуверенность и сомнение, в то же время он сопереживает своим героям. Другие вводные слова позволяют упорядочить мысли повествователя.

Обращения - это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Обращения выделяются экспрессивной окраской и функционально - стилевой закрепленностью.

Рассмотрим функцию обращений в повести Карамзина « Бедная Лиза » Обратим внимание на такие обращения Эраста к Лизе : « Всегда, милая Лиза, всегда !» ; « Могу, любезная Лиза, могу !». Эти распространенные обращения выражают любовные отношения Эраста к Лизе : ласку и нежность. Когда Эрасту нужно было расстаться с Лизой, его обращения к ней меняются. В конце произведения обращения становятся не такими выразительными, ласковыми, чувствительными и искренними. Теперь они нераспространенные : « Завтра, Лиза, не могу с тобой видеться ».

Лиза обращается к Эрасту : « Ах, Эраст ! – сказала она. – Всегда ли ты будешь любить меня ?»; « Я верю тебе, Эраст, верю ». Матушка обращается к Лизе : « Ах, Лиза ! Как он хорош …». Эти обращения нераспространенные, но они с положительной оценкой, произносятся с любовью. Матушка Лизы обращается к Эрасту : « Да как же нам называть тебя, добрый, ласковый барин ?». Она относится к нему с уважением. Ласково. В словах Лизы к матушке слышится тоже любовь, ласка и уважение. Ее обращения звучат мягко, по - доброму : « Ах, матушка ! Какое прекрасное утро !»

Итак, можно сделать вывод, что обращения в повести выполняют не только звательную функцию, но и оценочную, и изобразительную. Позволяют ярче выразить чувства уважения, ласки, любви и тревоги, что очень важно для творческого метода сентиментализма. Распространенные обращения помогают лучше передать чувства и эмоции, чем нераспространенные. При помощи обращений устанавливаются взаимоотношения между героями.

Междометия - это слова, выражающие чувства, настроения и побуждения, но не называющие их.

Рассмотрим роль междометий в повести Карамзина « Бедная Лиза ». В произведении очень часто встречается междометие ах. В словаре Ожегова у междометия ах даны такие значения : восклицание при удивлении, восхищении, испуге и подобных чувствах. В каких значениях употребляет это слово Карамзин ? « Ах, Эраст ! – сказала она. – Всегда ли ты будешь любить меня ?» Эта фраза произносится с вопросительной интонацией, а междометие ах помогает выразить испуг и надежду Лизы.

« Ах, Лиза ! Как он хорош и добр !» Это предложение произносится с восклицательной интонацией. Междометие ах помогает выразить восхищение матушки Лизы Эрастом. Она одобряет выбор Лизы. « Ах, для чего я не умею ни читать, ни писать ». В размышлениях Лизы слышится сожаление о том, что она не умеет ни читать, ни писать. Можно сделать вывод, что с помощью одного междометия ах герои выражают различные чувства в повести : надежду, испуг, одобрение, восхищение, сожаление.

Вывод. Вводные слова и предложения : передают различные чувства героев ; используются в тексте с целью привлечения внимания собеседника или читателя ; придают речи экспрессивную окраску ; позволяют упорядочить мысли. Обращения : выражают чувства уважения, ласки, тревоги ; служат средством установления взаимоотношений между героями. Междометия : помогают выразить различные чувства ; одно и то же междометие может выражать разные чувства.

Информационные ресурсы : Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».