Основные элементы методологии международного стандарта ISO Кузьмин Александр Леонидович главный экономист Департамента регулирования расчетов Банка России
2 Основные элементы методологии международного стандарта ISO ISO 20022: Назначение, некоторые особенности, инструментарий Процесс моделирования в ISO Репозиторий Открытость, развитие, универсальность Официальный текст ISO Процедуры применения
3 ISO Финансовые услуги. Универсальная схема сообщений финансовой индустрии Характеристика подхода (методологии): Универсальность Область применения: Финансовые услуги Название Международного стандарта Предмет стандартизации: Информационный обмен
4 Особенности методологии ISO Инструментарий: формализованные языки UML и XML Подход к моделированию: структуризация «сверху вниз» Процесс моделирования: создание моделей на четырех уровнях Результаты моделирования: контекст информационного обмена (два уровня); описание сообщений и способов обмена (два уровня) Репозиторий: единое хранилище результатов и свободный доступ к нему Открытость и развитие: процедуры пополнения Репозитория
5 Инструментарий Унифицированный язык моделирования – UML: Формализованный язык, содержащий средства и правила описания свойств реальных объектов и процессов, графического изображения их взаимосвязей и взаимодействий Применяется для создания моделей: наглядных, компактных и однозначно читаемых разными ЛЮДЬМИ Язык с расширяемой спецификацией – XML: Язык представления текстовых документов для последующей машинной обработки В ISO используется для представления описаний форматов сообщений (XML-схемы) XML-схемы являются исходным материалом для реализации форматов сообщений в конкретной технологической среде
6 Процесс моделирования (1/3) Начальный этап: Определение предметной области (БизнесОбласти) Платежи и расчеты Конверсионные операции Управление счетами Ценные бумаги Иные области
7 Процесс моделирования (2/3) Физический уровень Множество и структура БизнесПроцессов Деятельность по созданию моделей БизнесОбласти: Обзорный уровень Концептуальный уровень Требования к информационному обмену: БизнесТранзакции, БизнесДеятельность, ХореографияСообщений Логический уровень Уточнение Преобразование Формализованное (точное и полное) описание сообщений, без привязки к технологии Преобразование Описание форматов сообщений, пригодное для машинной обработки (например, XML-схемы)
8 Сервисы (отзыв, возврат, уведомление) ХореографияСообщений БизнесТранзакции Процесс моделирования (3/3) Примеры объектов из БизнесОбласти «Платежи»: БизнесПроцессы Кредитовый перевод Прямой дебет Перевод "Клиент Банка А – Банк А – Банк Б – Клиент Банка Б" Инициация перевода БизнесДеятельность Инициация перевода Перевод "Клиент Банка А – Платежный агент – Банк А – Банк Б – Клиент Банка Б" … Перевод " Банк А – Банк Б" Клиринг Расчет Подтверждение Отклонение Инициация перевода -> Уведомление о приеме -> Поручение Банку Б -> Уведомление Банка А и Клиента Банка Б об исполнении -> Уведомление Клиента Банка А Инициация перевода -> Поручение Банку Б -> Уведомление Банка А и Клиента Банка Б об исполнении -> Уведомление Клиента Банка А … … ……
9 Результаты моделирования Репозиторий Репозиторий: единое для всех БизнесОбластей хранилище результатов моделирования со свободным доступом, состоящий из двух областей Репозиторий Каталог БизнесПроцессов: Модели финансовых БизнесПроцессов Финансовые БизнесТранзакции Описания Сообщений Схемы XML Словарь данных: Понятия, относящиеся к БизнесОбластям и Сообщениям Типы данных
10 Открытость и развитие Использование в качестве элементов сообщений данных, определяемых внешними организациями (Внешние Коды) Процедуры обновления и пополнения Репозитория Запросы на изменение Репозитория принимаются от всех организаций и групп пользователей Органы, обеспечивающие сопровождение Репозитория: Группа Управления Регистрацией Регистрационный Орган Группы Оценки Стандартов Группа Технической Поддержки
11 Аспекты универсальности ISO Свободный доступ к Репозиторию Наличие процедур обновления и развития Полнота множества вариантов реализации каждого БизнесПроцесса Описания сообщений не зависят от технологий информационного обмена Механизмы использования внешних данных
12 ISO состоит из 8 частей под общим названием «Финансовые услуги. Универсальная схема сообщений финансовой индустрии»: –Часть 1: Метамодель –Часть 2: Профиль UML –Часть 3: Моделирование –Часть 4: Генерация схемы XML –Часть 5: Обратное проектирование –Часть 6: Характеристики доставки сообщения –Часть 7: Регистрация –Часть 8: Генерация ASN.1 Состав документов ISO 20022
13 Процедуры применения методологии ISO (1/3) 1.Проверка наличия в составе ISO БизнесОбласти, совпадающей или сходной с предметной областью, для которой планируется применение ISO (Например: безналичные расчеты и БизнесОбласть ISO «Платежи») 2.Сопоставление состава и свойств операций в рассматриваемой предметной области с составом и свойствами БизнесПроцессов в соответствующей БизнесОбласти ISO Документирование совпадений и отличий (анализ разрывов в БизнесОбласти)
14 Процедуры применения методологии ISO (2/3) 4.Сопоставление состава и свойств сообщений в рассматриваемой предметной области с составом и свойствами МножестваСообщений для соответствующей БизнесОбласти ISO (анализ разрывов в ОпределенииСообщений) 5.По результатам анализа разрывов: создание новых и/или модифицированных БизнесПроцессов и/или ОпределенийСообщений, соответствующих ISO Регистрация в репозитории ISO изменений и дополнений в БизнесПроцессах и/или ОпределенияхСообщений 7.Планирование и осуществление миграции к МножествуСообщений ISO 20022
Пользователь ISO ISO Процедуры применения методологии ISO (3/3) БизнесОбласть БизнесПроцессы БизнесТранзакции ОпределенияСообщений ХореографияСообщений Анализ разрывов Предметная область, ее процессы, сообщения и правила информационного обмена Модификация объектов области пользователя Запрос на модификацию Репозитория ISO Рассмотрение запроса на модификацию Репозитория. Возможные исходы: отклонение, полное или частичное принятие Миграция
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Кузьмин Александр Леонидович Главный экономист Департамента регулирования расчетов Банка России Телефон: 8 (495)