Отвечая "да", и говоря "нет", многие на самом деле стоят на одинаковой точке зрения. Суть её в том, что те удовольствия, которые традиционно считаются привилегией взрослых, они желают получить "здесь и теперь". В то же время от тех обязанностей и обязательств, которые накладывает на человека взрослость, они хотели бы уклониться.
"Взрослые вы люди или нет?". Физиологически и в большей мере физически – да. А психологически? Да, если иметь в виду готовность и стремление вести себя как взрослые. Нет, если говорить о возможности и умении управлять собой и своим поведением.
А с точки зрения социальной? Да, ведь человек уже имеет паспорт, несет правовую ответственность за свои поступки. Нет, ибо он ещё не обладает экономической самостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудовую жизнь общества, не образует, как правило, своей собственной семьи.
Таким образом, мы видим противоречия между своей физической взрослостью и психосоциальной незрелостью. Независимо, осознает это десятиклассник или нет. А это порождает много трудностей, проблем, конфликтов с собой, с окружающими. Необходимо соотносить свои стремления с возможностями, что не так-то уж и просто.
С точки зрения некоторых старшеклассников юность нельзя назвать трудной. Ведь их жизнь обеспечена, защищена, наполнена вполне или более или менее удовлетворяющими их занятиями. Однако, это время выбора (профессии, стиля жизни, принципов и др.) и решений. От них нередко зависит вся дальнейшая жизнь человека или её большой отрезок. Осознанный выбор сделать трудно, принимать решения не легче. Остается неясным самому себе, кем ты будешь, каким ты будешь, чего ты хочешь достичь, каким образом и т.д. Неясность будущего отражается и на сегодняшнем дне, лишая его перспективы и глубокого смысла.
Ребенок становится взрослым. Внешность изменяется на столько быстро, что порой окружающим трудно узнать в десятикласснике того мальчишку, который гонял мяч во дворе несколько лет назад. Они ещё не привыкли к его новому облику. Но не только окружающие.
Старшеклассникам тоже надо как бы заново познакомиться с самим собой и привыкнуть к себе. Поэтому и юноши, и девушки так много времени проводят у зеркала, пристально вглядываются в своё отражение, проходя мимо витрин магазинов. Это узнавание своего нового физического облика доставляет много радостных и тревожных переживаний.
Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – « смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми." У одних она выражается в болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем угодно, в невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольно небольшой объём контактов с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой.
Распространено мнение о том, что старшеклассники избегают общения со взрослыми, не нуждаются в нем, стремятся скрыть от них свою жизнь, свои проблемы и переживания. Подобные представления имеют под собой вполне объективные основания. Все знают, сколь различные взгляды взрослых и юных по многим вопросам, сколь часты конфликты между ними по самым различным поводам.
И несмотря на это, большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми, а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним. Родители нередко не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться иначе, чем с маленькими.
Много конфликтов, недоразумений происходит от того, что у родителей и старшеклассников по многим вопросам повседневной жизни юношей и девушек разные точки зрения. Так, взрослые дети часто расходятся с родителями в мнениях о том, кто из их сверстников достоин дружбы, как следует проводить свободное время, какую профессию выбрать, хороша ли современная музыка, элегантны ли последние веяния моды в одежде, прическах и т. д.
Для того, чтобы отношения старшеклассников с родителями удовлетворяли тех и других, чтобы они строились по-новому, по-взрослому, необходимо взаимопонимание. Взаимопонимание предполагает взаимотерпимость и взаимотерпение, взаимоуважение и взаимозаботу. А это не всегда легко.
Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе. В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или учеником, а бывший твердый «четверочник» неуспевающим
Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.
Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным, чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом. Однако есть и большая опасность можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться.
В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.