Автор: заместитель директора по воспитательной работе Новикова Наталья Николаевна МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» 1 Всероссийский конкурс программ «Здоровье педагога – стратегия дальнего действия»
Велики просторы России.
Территория Оренбургской области входит в состав Приволжского ФО
Оренбургская область
Александровский район
с. Александровка
МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ «Формирование здоровьесберегающей компетентности у педагогов» Актуальность создания программы «Здоровый образ жизни педагога». Актуальность создания программы «Здоровый образ жизни педагога». -ухудшение условия жизни населения; -экономический и духовный кризисы; -социальные потрясения; -снижения уровня общедоступной медицины -важно отметить объективные причины ухудшения здоровья педагогов на современном этапе – постоянно возрастающие моральные нагрузки часто неадекватны физиологическим и психологическим возможностям учителей.
ПРОБЛЕМЫ: - здоровьесберегающая среда в современной системе образования построена без учета основополагающих принципов здравоведения, поэтому и является малопродуктивной; - отсутствует единая теоретическая, научно- педагогическая технология построения зоровьесберегающей среды, а в общеобразовательных учреждениях с учетом федеральных и региональных особенностей. Таким образом, в настоящее время существует противоречие: - между недостаточным использованием методов педагогического потенциала в общеобразовательных школах и отсутствием эффективных методов, основывающихся на укрепление их здоровья.
Проблема данной программы сформулирована следующими строками: «Здоровые педагоги – здоровое будущее России»
Характеристика педагогического коллектива МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» на учебный год Средний возраст педагогического состава – 45 лет Средний возраст педагогического состава – 45 лет Средний педагогический стаж – 22 года Средний педагогический стаж – 22 года Пенсионный возраст – 7 человек Пенсионный возраст – 7 человек Молодых специалистов- нет Молодых специалистов- нет
Цель программы – определить обоснованность и экспериментально проверить методику формирования здоровьесберегающей компетентности педагогического коллектива. Гипотеза – использовать объекты и предметы учебно- воспитательного процесса как средство формирования здоровьесберегающей компетентности.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи: - изучить педагогическую, научно-методическую литературу, интернет-ресурсы по формированию здоровьесберегающей компетенции; - проанализировать содержательные возможности образовательного процесса по проблеме формирования здоровьесберегающей компетентности у учителей и провести отбор необходимого материала для создания методических рекомендаций; - определить критерии эффективности разработанных методических рекомендаций; - сформулировать диагностический инструментарий для оценивания здоровьесберегающей компетентности педагогов; - создать и апробировать методические рекомендации, направленные на формирование здоровьесберегающей компетентности в условиях общеобразовательного учреждения; - скорректировать по итогам апробации методические рекомендации.
Предполагаемый результат реализации программы: - формирование здоровьесберегающей культуры педагогического состава образовательного учреждения; - формирование системы базовых ценностей (здоровье свое и окружающих себя людей, жизнь, человек, культурное (природное) наследие); - развитие и формирование готовности учителей к здоровому образу жизни.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 этап - подготовительный. (Систематизация материала, разработка системы методических рекомендаций с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на достижение результатов 1 этап - подготовительный. (Систематизация материала, разработка системы методических рекомендаций с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на достижение результатов проекта). проекта).
2 этап Апробация методических рекомендаций с тем, чтобы формировать готовность к здоровому образу жизни , учебный год 3 этап Подведение итогов (Корректировка по итогам апробации разработанных методических рекомендаций). Май, 2010 год.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: РесурсыНеобходимое количество Цена Видеокассета Видеомагнитофон Телевизор Комплект слайдов Видеопроектор Компьютеры Бумага Электронный носитель Наглядный материал (плакаты, таблицы) Тренажеры пачка 10 дисков Фонд районной киносети Школьный Школьный кабинет информатики 130 рублей 80 рублей Школьный Школьные (спортзал) Помещение ДЮСШ Итого: 210 рублей.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» но все без здоровья – ничто» Сократ Сократ Так как одной их важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья учителей, то можно считать, что здоровье педагога в норме, если: Так как одной их важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья учителей, то можно считать, что здоровье педагога в норме, если: в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справиться с нагрузкой; в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справиться с нагрузкой; в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться. в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Готовность к здоровому образу жизни, а это значит, что: - «здоровье» понимается личностью как ценность; - «здоровье» понимается личностью как ценность; - цель: «вести здоровый образ жизни» осознанно; - цель: «вести здоровый образ жизни» осознанно; - рефлексия самочувствия, настроения, желания работать, творческой активности присуща личности; - рефлексия самочувствия, настроения, желания работать, творческой активности присуща личности; - самоориентация на здоровый образ жизни – стиль жизнедеятельности личности. - самоориентация на здоровый образ жизни – стиль жизнедеятельности личности.
Формы и направления организации занятий по программе «Здоровый образ жизни педагога» Просветительское направление Просветительское направление Консультативное направление Консультативное направление Коррекционно-развивающее направление Коррекционно-развивающее направление Досуговое направление Досуговое направление Учебно-воспитательное Учебно-воспитательное направление направление
Просветительское направление Лекторий и практические занятия. Влияние нагрузки работу сердечно-сосудистой системы. Измерение пульса, давления.
Консультативное направление Семинар для учителей «Быть здоровым – это модно». Районная Центральная библиотека.
Коррекционно-развивающее направление Физкультурный Оздоровительный Комплекс «Олимп» Посещение педагогами Александровской школы секции по бодифлешу.
Занятия в тренажерном зале. Физкультурный Оздоровительный Комплекс «Олимп»
Досуговое направление Областной учительский туристический слет. Короткая дистанция по водному туризму на катамаранах. Туристический поход. Западные Саяны. Хакассия.
Участие учителей Александровской школы в походе. Челябинская область. Хребет Нургуш
Учебно-воспитательное направление Экскурсия учителей на лыжах. «Лыжня России»
Результаты исследования уровня ориентации личности на здоровый образ жизни у педагогов / уч.год/
Результаты исследования уровня ориентации личности на здоровый образ жизни у педагогов / уч.год/
Спасибо за внимание! – Электронная почта Новиковой Н.Н. Сайт МОУ«Александровская средняя общеобразовательная школа»