Адаптация пятиклассников к изменившимся условиям обучения Деловая игра для педагогов, работающих в пятых классах по выработке единой стратегии на этапе адаптации учащихся.
Ответьте на вопросы: Сколько клеток и строк пропускать между работами в тетради? Нужно ли учителям, не преподающим русский язык, исправлять ошибки и снижать за это оценки? Как учащиеся выражают свое отношение к ответу одноклассника? Как подготовить домашнее задание по 5 предметам сразу, если из них 3 устных, которые требуют пересказа материала, 2 письменного выполнения задания, а норма затраты времени на выполнения ДЗ по сан.нормам в 5-6-м - до 2,5 ч.? Как ребенку справиться с разными требованиями, когда он привык к единой системе? Как он узнает о ваших требованиях? Как вы узнаете о том, что может тот или иной ребенок? Как найти обувь, которую оставил в «каком-то» кабинете?
Цели деловой игры: разработка единой педагогической стратегии поддержки пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;
АДАПТАЦИЯ – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Обычно возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
Работа в группах. Составление перечня проблем, выявленных педагогами на начальном этапе обучения пятиклассников. невнимательные не слушают мало успеваем за урок плохо читают не все выполняют ДЗ ….
Результаты исследования уровня тревожности
Выявленные проблемы : Социально-психологическая дезадаптация наблюдается у 2 человек 5»А» класса и 4 человек 5 «Б» класса. Высокий уровень тревожности проявляется по шкалам «страх самовыражения «, «Страх ситуации проверки знаний», «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих» по причине не сформированной учебно-познавательной мотивации, возрастных особенностей и несоответствия требований родителей возможностям детей. Динамика взаимоотношений в классных коллективах носит отрицательный характер, что негативно сказывается на психологической комфортности обучения в данных учебных группах.
Определение путей решения проблем Работа в группах
Определение путей решения проблем Организационные аспекты проблемы: Один из предметов учебного плана ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной. Все предметы учебного плана ведут учителя основной школы, а классное руководство остается за учителем начальной школы.
Пути решения проблем Каждый учитель-предметник должен знать программные требования по предмету за курс начальной школы, должен ознакомиться с программой обучения и учебными средствами, по которым работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу.
Пути решения проблем Создать атмосферу психологического комфорта (доброжелательности, искренности), строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению. Обеспечить постепенный переход от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Увеличить удельный вес групповых работ. Качественно изменить содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат.
Пути решения проблем Развивать рефлексивные умения учащихся - умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки. Предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.
Необходимо четко соблюдать единые требования к учащимся со стороны всех участников образовательного процесса. Пятиклас- сник Администра- ция Учитель- предметник Психолог Родители Соцпедагог Классный руководитель
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года 1. Организация учебного процесса: не позволять опоздания на уроки, педагог не задерживает детей после звонка с урока, дети могут находиться в классе только при учителе, вносить еду и напитки в класс запрещается, все необходимое для урока должно лежать на парте до начала занятия, лишние предметы – убирают, педагог сообщает учащимся, что им должно понадобиться на уроке, требует соблюдения порядка на столах, в начале урока дети приветствуют учителя стоя, для ответа ученик поднимает руку, выкрики с места не поддерживаются, отвечать учителю можно сидя за партой, дежурный по классу моет доску; следит за тем, чтобы губка была влажной, после урока дежурный подбирает бумажки и проверяет, нет ли надписей на партах.
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года 2. Требования к детям: все письменные работы выполняются синей шариковой ручкой (писать в тетрадях гелиевой ручкой не разрешается), для выделения материала в письменных работах используется (зеленая ручка-?) или простой карандаш, все рисунки выполняются только карандашом, для письменных работ рекомендуется сохранять единый орфографический режим, учитель знакомит детей с правилами выделения тем и понятий в тетради; следит за выполнением требований, ввести оценку за ведение тетради; каждый педагог сообщает классу, как часто она выставляется по его предмету (раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц), единая система требований к контрольным работам: обязательно пишется число и вариант, в дневнике должно быть написано расписание, поставлены числа, записано домашнее задание.
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года 3. Рекомендации педагогам: на уроках чередовать виды деятельности или вводить физкультминутки через 20 минут, первые две-три недели, приветствуя детей, называть свое имя-отчество или носить бэйджик, ограничивать объем домашнего задания, согласовывать его с другими преподавателями, согласовывать сроки проведения контрольных работ, первый месяц повторять свои основные требования на каждом уроке, за успех хвалят самого ребенка, при неуспехе обсуждается ошибка, а не ученик, на переменах обращать внимание на поведение пятиклассников, останавливать разбушевавшихся.
Может быть так?