Реализация компетентностного подхода в непрерывном образовании как база перехода к экономике, основанной на знаниях. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть компетенции, определяющие современное качество содержания образования. « Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ».
Основные идеи компетентностного подхода Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Только образованный хочет учиться; невежда предпочитает учить. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Школа - это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы. Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.
Храни свои знания, подобно часам, во внутреннем кармане; не демонстрируй их, как демонстрируют часы, без всякого повода, с тем лишь, чтобы показать, что они у тебя есть. Если человек не умеет размышлять, то даже если он прочтет гору книг, он заслуживает лишь того, чтобы его называли книжным шкафом. Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. Главная задача образования - это обеспечение шести качеств в человеке: любознательности, духа, не признающего поражения, настойчивости в достижении цели, готовности к самоотречению, сострадания и самостоятельности. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Основные отличительные признаки компетентностного обучения Некомпетентностное обучениеКомпетентностное обучение Наука основа содержания образования рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука основа содержания образования рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Учитель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей. Например, групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях Основной результат обучения: знания, умения, навыки, ценности Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности
Что дает компетентностный подход учителю, ученикам и родителям? Позволяет согласовывать цели обучения всех участников образовательного процесса Личностно развивает Обучает самостоятельности Обучает выбору Обучает ответственности за выбор Формирует личностную позицию Развивает готовность к деятельности Приучает исследовать, мыслить, творить Учить взаимодействовать в мире непохожих людей и идей Развивает предприимчивость и находчивость Учит не бояться неожиданностей, справляться с трудностями, неудачами Учить оценивать себя и свои возможности. Браться за дела по способностям
Проекты, реализуемые школой Я – гражданин России
Социальная справедливость и солдатские вдовы
Школа – наш дом
Сад нашего детства
Мы – миротворцы
Школа толерантности Обобщение опыта в научно-методических сборниках «Толерантность – дорога к миру, согласию и справедливости»
Школа – образовательное пространство ИвГУ В рамках Недели « Молодая наука » в стенах ИвГУ ученики сдают экзамен по курсу « Основы толерантности » Сертификат выпускника «Школы толерантности» вручает кандидат педагогических наук, профессор Воронова Т.А. Экзаменационная комиссия: Т.А.Мещанинова - доцент кафедры педагогики ИвГУ, член- корреспондент Академии педагогических и социальных наук А.Ф. Балакирев – кандидат педагогических наук, доцент
Мы выбираем жизнь
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений ». Л.Н.Толстой