Особенности российской цивилизации Урок обществознания в 10 классе. Преподаватель: Каплевская С.В.
ПРОБЛЕМА! Устойчивые черты российской цивилизационной общности формировались длительное время. В веках вера и культура приобрели национальный характер, что позволяет говорить о «русском культурно-национальном своеобразии».
1. «Культура взрыва» «И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль… (А.Блок).
В основе русской ментальности лежат, с одной стороны, традиционная культура, православная традиция, с другой – ориентация на «взрыв». Иначе говоря, долготерпение сочетается со взрывной реакцией. «Сдвигать» Россию с места опасно. Любая реформа или революция грозит анархией. «О, бурь заснувших не буди- Под ними хаос шевелится!- предупреждал поэт Ф.Тютчев.
2. Отношение к власти « Русский народ всегда относился к власти иначе, чем европейские народы. Он никогда не участвовал в ней. Русский человек всегда смотрел на власть как на зло…» (Л.Н.Толстой) В то же время русский человек тоскует по сильной руке, если её нет, по мощному государству, если оно слабое, ждёт от политики не силы, а суровости. «Русский, какого бы звания он ни был, обходит закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство» (Н.А.Бердяев)
3. Общинность Одна из главных характеристик русско- православной цивилизации оказала двойственное влияние на менталитет русского человека: коллективизм, с одной стороны, и приглушение всякой индивидуальности, с другой, формировала установку «быть как все». Общинное сознание и общинное поведение сливают труд и отдых. И по сей день нередко работа и дом у нас перемешаны: дома мы продолжаем трудиться, на работе часто устраиваем «перекуры», чаепития и т.п.
Задание учащимся Обдумай смысл пословиц: «Не то забота, что много работы, а то забота, как её нет». «От работы не будешь богат, а будешь горбат». «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла». О каком отношении к труду они говорят?
4. Аскетический идеал Богатство рассматривается как бесспорное зло. В обществе ослаблены «достижительные» установки.
Задание учащимся Обдумайте смысл пословиц: «Умом туп, да кошелёк туг». «Пусти душу в ад – будешь богат». «Голый что святой: беды не боится».
« В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого- нибудь «обобрал». Труда у собственности очень мало. И от этого она крепка и не уважается» (В.Розанов – русский философ). Меняется ли отношение к собственности в современной России?
Согласны ли вы с оценками русского характера, данными философом Ильиным: «Ищет лёгкости и не любит напряжения; развлечётся и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, погубит пять. И земля у него «Божия», и лес у него «Божий», а «Божие» - значит «ничьё»; и потому чужое ему не запретно».
5. Экстенсивный характер развития общества и государства Природно-климатические, культурно- исторические и прочие особенности Руси – России требовали привлечения больших ресурсов (территориальных, человеческих) для достижение результата. «Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этого пространства». (Н.Бердяев)
6. Эсхатологическое восприятие мира Отношение к настоящему как к «удобрению» для будущего царства справедливости и процветания. Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
7. Отношение к Западу Двойственность по отношению к западным ценностям: с одной стороны – противостояние, с другой – преклонение, слепое копирование.
Задание учащимся Подумайте, в чём, на ваш взгляд, причины этой двойственности ? Изменилось ли сейчас отношение к Западу?
Таким образом, мы ещё раз доказали факт об уникальности российской цивилизации, её неповторимости и непохожести ни на одну другую локальную цивилизацию.