Как помочь ребенку определить самого себя
определяет процесс самоопределения человека, его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели Каждый человек обладает своей уникальностью, особой индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни
Главная цель образования - помочь ребенку выработать и развить те способы взаимодействия с собой и с окружающим миром, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями
Основные задачи образования: узнавание ребенком себя, постепенное складывание образа своего «Я», поиск наиболее подходящих для него способов взаимодействия с окружающим миром, другими людьми, самим собой, что в этом возрасте возможно лишь в процессе осуществления собственных проб и экспериментирования
Показатели развитости способности самоопределения Позитивная «Я-концепция». Развитость рефлексивных способностей. Наличие антиципирующих способностей Внутренний локус контроля
Потребность в самоопределении актуализируется в проблемной ситуации Развивающей ситуацией для способности самоопределения является ситуация осознания возможности выбора. Предполагает наличие вариантов действий в данных условиях
Одним из направлений деятельности педагога может стать стимулирование поисковой активности ребенка при решении им жизненно важных задач Взаимодействие педагога и ребенка заключается в психолого-педагогическом сопровождении ребенка при решении им своих личностных проблем
Необходимым для начала деятельности педагога по созданию условий для самоопределения ребенка является наличие у ребенка реальной проблемной ситуации, требующей разрешения
Этапы взаимодействия педагога с ребенком при решении реальной проблемной ситуации 1 этап ориентировочный 2 этап вступление в эмоциональный контакт с ребенком 3 этап выяснение сути проблемы 4 этап самоопределение в проблемной ситуации. 5 этап новые перспективы. 6 этап выбор новой стратегии. 7 этап воплощение планов. 8 этап рефлексия.