Прорыв в действительность. История рассказанная во времени.
Джотто ди Бондоне. Паоло Уччелло. Около 1450 года.
Родился ок.1266 или 1276–1337, флорентийский художник и архитектор; родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно. Первое упоминание о Джотто относится к 1298; оно содержится в документе о полученной им оплате за мозаику Навичелла в старом соборе св. Петра в Риме.
Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе (1304–1306).
Джотто был человеком светским и практичным. У него было шестеро детей. В последние годы жизни Джотто достиг вершины славы; в 1330 король неаполитанский Роберт пожаловал ему титул придворного, а в 1334 он был назначен главным архитектором Флорентийского собора. Умер Джотто во Флоренции 8 января 1337 года.
Капелла перекрыта коробовым сводом; на боковых стенах размещены изображения сцен из жизни Христа и Богоматери, расположенные в три регистра.
На торцовой стене помещено изображение Страшного суда
Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировака объемов, четкость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально- декоративной живописи.
Бегство из Египта. Идея фрески – гимн матери – главной ценности мира.
Поцелуй Иуды. Идея фрески: человек- личность, человек высокого духа, чистый, прямой, бескомпромиссный вызывает всеобщее осуждение слепой толпы, которой двигают темные, низкие силы, и он неизменно гибнет.
Открытие «реального исторического» времени, отход от средневековых церковных традиций. Росписи капеллы, рассказывающие о Марии и Христе, наполнены образами людей. Основная идея, которую Джотто проводит через весь цикл, - это идея высокой значимости нравственных ценностей. Большинство персонажей как бы излучают душевную чистоту, глубокую человечность и заинтересованность в тех событиях, свидетелями которых они стали.
Разрыв со средневековыми традициями, второй шаг художника в сторону человека. Противостояние добра и зла, прекрасного и безобразного, света и тьмы не в средневековом схоластическом понимании этих категорий, а в общечеловеческом их содержании.
Живопись. Она во многом утратила иконность. События, изображенные на фресках, происходят сами по себе. Фигуры движутся вдоль стены, общаясь только между собой, иногда поворачиваясь к зрителю даже спиной. Свет также меняет свое значение. Он теперь не исходит от фигур и предметов, а падает извне. Правда, они еще не отбрасывают тени, но в них уже есть форма и тяжесть, отчего они получают объемность и материальность. Пространство также становится реальным, утрачивает плоскостность и начинает уходить в глубину. Уже можно не только следить за событием, но и рассматривать множество достоверных деталей, впервые в таком обилии появившихся в религиозной живописи.
Не выходя за пределы веками освященных тем, Джотто впервые сумел усмотреть в них земное человеческое содержание.