Шум – случайное сочетание звуков различной интенсивности и частоты, нежелательный и раздражающий звук. Как видно из определения основным отличием шума от звука является его нежелательность для человека. Кроме того, в зависимости от его амплитуды и продолжительности, шум может принести непоправимый вред здоровью.
По степени воздействия на человека, шум можно упрощённо разделить на « слабый » и « сильный ». Научной характеристикой такого воздействия являются уровень звукового давления ( УЗД ) и уровень звука ( УЗ ). Так же эти характеристики упрощённо называют громкостью звука. Уровень звука измеряется в дБА. При измерении учитывается среднеквадратическое звуковое давление с учётом коррекции А - шумометра. Человек воспринимает звук в пределах от 0 дБ ( нулевой порог ) до дБ ( болевой порог ). Изменение УЗД на 5 дБ соответствует изменению интенсивности звука в 3 раза.
Источник шума (звука) и расстояние до него.Уровни звука, дБА Спокойное дыхание (0,3 м.)10 Шорох листвы при полном безветрии20 Шёпот (0,3 м.)40 Обычный разговор (1 м.)60 Салон комфортабельного автомобиля (скорость 0 км/ч)65 Легковой малошумный автомобиль (8 м.)70 Звон механического будильника (1 м.)70…80 Оживленная магистраль (8 м.)80…85 Симфонический оркестр (10 м.)110 Взлёт реактивного самолёта (100 м.)125 Взлёт космического ракетоносителя (100 м.)160
В зависимости от продолжительности и изменения амплитуды во времени шум делится на постоянный, прерывистый и импульсный.
Уровень шума не приносящий вреда человеку ( комфортный уровень шума ) составляет : децибел. Это можно сравнить с шорохом листьев или шелестом листвы.
Согласно санитарным нормам и правилам оптимальным считается уровень шума не превышающий 55 децибел. Для сравнения при обычном разговоре людей уровень шума составляет децибел, шум от кипящего чайника : децибел.
В больших городах сегодня уровень шума нередко достигает : децибел. И это связано с тем, что вблизи жилых домов проходят оживленные шоссейные дороги, возводятся новые здания. Движение транспорта и строительство домов не утихает ни днем ни ночью. К примеру, проезжающий легковой автомобиль создает шум в 70 децибел, автобус все 90 децибел. Лидерами же по уровню шума являются аэропорты и вокзалы, громкость от движения товарного состава или от взлетающего лайнера превышает 100 децибел.
Установлено, что шум в 130 децибел вызывает ощущение боли. Шум в 150 децибел для человека является смертельным. К примеру, при 180 децибел происходит разрушение металла. Такое звуковое давление в повседневной жизни встречается редко, его можно ощутить, если близко подойти к взлетающему самолету с реактивным двигателем. Предельно допустимой границей уровня шума, при которой человек может не только терпеть в течение какого - то времени, но и функционировать, составляет 80 децибел.
Проведенными исследованиями установлено, что превышение уровня шума до 55 децибел мешает умственной деятельности, а шум в 35 децибел может привести к нарушению сна. Замечено также, что у школьников при 65 децибел на 12% снижается внимание, увеличивается количество ошибок.
Если говорить о производственной среде, то там работники используют наушники или беруши. В быту также рекомендуется использовать средства защиты слуха, например при работе с перфоратором, мощной дрелью, отбойником или другими шумными аппаратами, особенно если приходится работать в закрытых помещениях. Дома и на работе нужно стараться создавать комфортную обстановку, уменьшить громкость радио или телевизора. По возможности переместить источники шума за пределы спального места. Ну и конечно же почаще отдыхать на природе, за городом, подальше от магистралей, вокзалов, аэропортов и промышленных предприятий.