Мотивация учения
Обучение ребёнка предполагает прежде всего активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения.
Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе.
Даже если все в порядке с его познавательными процессами и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе.
Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности познавательного коммуникативного позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности познавательного и коммуникативного позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится.
1. Методика Отношение ребенка к обучению в школе
1. Хочешь ли ты пойти в школу? 2. Зачем нужно ходить в школу? 3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?) (Вариант: чем обычно занимаются в школе?) 4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу? 5. Что такое уроки? Чем на них занимаются? 6. Как нужно вести себя на уроках в школе? 7. Что такое домашние задания? 8. Зачем нужно выполнять домашние задания? 9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы? 10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
2. Методика разработана М. Р. Гинзбургом разработана М. Р. Гинзбургом В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов.
1. Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил внешний по отношению к самой учебе мотив внешний по отношению к самой учебе мотив
2. Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности
3. Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу
4. Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким. позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими
5. Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься можешь стать кем захочешь. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься можешь стать кем захочешь. широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения
6. Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки. мотив получения высокой отметки мотив получения высокой отметки
Сделанные выборы рассматриваются как приоритетная актуальная учебная мотивация ребенка. Особое внимание необходимо уделить первым двум выборам и соотношению их содержания.