Проектирование универсальных учебных действий Е.В. Солина, учитель начальных классов МОУ «СОШ 3» г. Горнозаводска
Требование стандарта БУП Фундаментальное ядро Программа формирования УУД Планируемые результаты
Концепция УУД Разработана на основе системно- деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова.
Актуальность концепции Создание условий для достижения успешности всеми учащимися. Формирование «Я- концепция». Преемственность на всех этапах образования. Коммуникационное взаимодействие и толерантность.
Понятие термина «универсальные учебные действия» (УУД) УУД означает «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции УУД: Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения; Создание условий для гармоничного развития личности и ее реализации на основе готовности к непрерывному образованию.
Универсальность учебных действий заключается в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер. УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.
Виды УУД: Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях; Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию учебной деятельности; Познавательные универсальные действия Коммуникативные действия
Критерии оценки сформированности УУД Соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Личностные УУД: 1. Личностная готовность к школе. 2. Внутренняя позиция школьника.
Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация
Регулятивные УУД Связаны с формированием произвольности поведения Выделяют: 1. Умение учиться и способность организации своей деятельности. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели.
Познавательные УУД Общеучебные Логические Постановка и решение проблемы
Коммуникативные УУД Сотрудничество и кооперация Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Речевые умения
Связь УУД с учебными программами через: Проектирование Моделирование Исследование Работа с информацией и др.
Планируемые результаты начального общего образования - обобщенные личностно ориентированные цели образования. Строятся с учетом: 1). БУП, 2).Фундаментального ядра содержания общего образования; 3). Программы формирования УУД; 4). Системы оценки и др.
Планируемые результаты относятся к: Лицам, принимающим решения о развитии системы образования. Учащимся и их родителям. Профессиональному педагогическому сообществу.
Содержание планируемых результатов отражает систему целей: Цели – ориентиры,определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении ЗУН, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета.
Русский язык «Фонетика и графика» Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, парные/непарные ит.д. Умения: различать гласные и согласные звуки.
Задания базового уровня: Отметь ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука. часы, филин, искра, льдина; яма, ветер, цифра, йогурт; химия, щенок, игра, бублик; мячик, экран, живот, яхта. Задания повышенного уровня: Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука.
Литературное чтение Виды речевой и читательской деятельности. Творческая деятельность. Литературоведческая пропедевтика.
Математика Числа и величины Арифметические действия Работа с текстовыми задачами Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические величины. Работа с данными (таблицы, диаграммы).
Источники информации: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов и др. Планируемые результаты начального общего образования/Г.С. Ковалевой