Выполнила ученица 10 класса Фомина Светлана
Талант Ковалевской вызывал восхищение всех математиков, но она обладала и незаурядным литературным талантом. С 24-х лет началась её литературная деятельность: писала стихи, романы, рассказы и статьи. Сама она писала, что всю жизнь не могла решить «к чему у неё больше склонности – к математике или к литературе». На русском языке из литературных произведений К. появились: «Воспоминания о Джордже Эллиоте»; семейная хроника «Воспоминания детства»; «Три дня в крестьянском университете в Швеции»; вместе с другими эти произведения вышли отдельным сборником под заглавием: «Литературные сочинения С. В. К.»
Одним из крупнейших математиков, который был замечательным поэтом, является Омар Хайям. Омар Хайям завершил построение геометрической теории кубических уравнений. Параллельно с занятиями наукой Хайям создавал свои четверостишия (Рубаи). Научные труды Хайям писал на арабском языке, стихотворения на персидско-таджикском наречии. Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый – энциклопедист, но и как прекрасный поэт, который воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверия. Его мудрые лирические четверостишия, наполненные глубоким философским смыслом в XIX и XX веках, были переведены на все основные языки мира.
Учебные стихи Омара Хайама, ставшие признанной частью его наследия, опираются на специальную терминологию. Полное их исследование и перевод были осуществлены Свами Говиндой Тиртха в 1941 году и опубликованы под названием "The Nectar of Grace". ТАЙНА Тайну должно охранять от всех нечеловеков: Таинство должно быть сокрыто от всех идиотов. Думай о том, что несешь ты людям, -- Оно должно быть сокрыто от всех них.
ПОД ЗЕМЛЕЮ Вы, безрассудно беспечные, -- вы не золото, Чтобы, однажды засыпанных землей, Кто-то опять откапывал вас обратно. НЕ ИДИ С ПУСТЫМИ РУКАМИ... Возьми с собой что-то Отсюда Туда. -- Не будет пользы, если ты пойдешь с пустыми руками. Я Всяк судит обо мне по-своему -- Я же сам по себе; я есть то, что я есть.
М. В. Ломоносов. Имя Ломоносова всем несомненно знакомо. Гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) является творцом идей новой науки во многих областях. Он величайший химик, физик, геолог и в то же время историк, языковед и даже поэт. Ломоносов глубоко понимал значение математики для изучения других наук и для развития ума. Он неоднократно говорил о своих занятиях математикой. Получив поручение написать для обновляемого корпуса учебные программы по физике, химии и математике и обосновать необходимость их изучения, Ломоносов после подробного разговора о значении преподавания кадетам физики и химии, о математике пишет лишь одну фразу: А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.
А. А. Лопухин, товарищ Лермонтова по кавалерийскому училищу, близко знавший поэта, сообщает о нем следующее: Лермонтов постоянно искал новой деятельности и никогда не отдавался весь тому высокому поэтическому творчеству, которое обессмертило его имя и которое, казалось, должно было поглотить его всецело. Постоянно меняя занятия, он со свойственной ему страстью, с полным увлечением отдавался новому делу. Таким образом, он одно время исключительно занимался математикой. Однажды, приехав в Москву к Лопухину, Лермонтов заперся в кабинете и до поздней ночи сидел над решением какой-то математической задачи. Не решив ее, Лермонтов, измученный, заснул. Задачу эту он решил во сне. Ему приснилось, что пришел какой-то математик и подсказал ему решение задачи. Он даже нарисовал портрет этого математика. Оказалось, что он очень похож на изобретателя логарифмов – шотландского математика Джона Непера (1550–1617). Вероятно, до этого Лермонтов читал о работах Непера и видел его портрет. Этот портрет слился у Лермонтова с его помощником при решении задачи.
«Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе» (С.В.Ковалевская ) «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии» (А.С. Пушкин) «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии» (Н.Е. Жуковский) «Однажды немецкого математика Гильберта спросили об одном из его бывших учеников. – Он стал поэтом, - ответил Гильберт. – Для математика у него было слишком мало воображения.»