Наша главная задача – создать модель жанра баллады.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Баллады Василия Андреевича Жуковского.
Advertisements

Тайный пафос повести А.С.Пушкина «Метель» (Интерпретация нравственно- духовного смысла)
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Презентация, посвященная изучению баллады "Светлана" В.А.Жуковского
МЕТЕЛЬ Тема урока: «Погружаясь в вихрь метели…» Цель урока: 1.Определить роль метели в произведении А.С.Пушкина. 2.Показать многообразие возможностей.
Музыкальные иллюстрации Г.В.Свиридова к повести А. С. Пушкина "Метель" Автор: Уркина С.Н., учитель музыки ГБОУ СОШ 3 п.г.т. Смышляевка м.р.Волжский Самарской.
В.А.Жуковский «Светлана» Исмаилова Наталья Усеиновна учитель русского языка и литературы КГУ ОСШ им. Т. Аубакирова с. Игилик Мактааральского района Южно-Казахстанской.
Повесть А.С.Пушкина «Метель». Пафос –эмоциональный тон произведения, оценочное освещение, выражение авторской позиции. Пафос – главный момент авторской.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ». Выполнена учителем русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» НАСЫРОВОЙ Э.С. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края Романтический мир в.
Василий Андреевич Жуковский ( ) «Светлана» Художник Кипренский О.А.
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
МУЗЫКА В КИНОФИЛЬМАХ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ» КИНОФИЛЬМЫ. ЦЕЛИ: -показать роль музыки в кинофильмах; -показать роль музыки в кинофильмах; - раскрыть связь литературы.
Эпиграф к уроку Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль. А.С. Пушкин.
Творчество В.А. Жуковского.. Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем.
В.А. Жуковский «Светлана». Особенности. Нравственное содержание баллады.
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
«Погружаясь в вальс метели...» (по повести А.С. Пушкина «Метель»)
Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
«Обрядовые традиции в балладе В.А.Жуковского «Светлана» Автор работы: Квасов Владимир Андреевич, ученик 8 класса МБОУ Садковская ООШ.
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». 1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что: А) писатель приблизил его к живой разговорной речи Б) писатель использовал.
Транксрипт:

Наша главная задача – создать модель жанра баллады

Жуковский переводил лишь тех поэтов и те произведения, которые были близки его взглядам и настроениям. При этом в его переводах отражалась личность не только поэта, но и самого переводчика. Большинство баллад Василия Андреевича Жуковского является переводами произведений западноевропейских поэтов. Баллада «Светлана» - это вольный перевод баллады немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора».

Действие баллады происходит во время святок Что вы знаете о святках?

Святки - самый веселый крестьянский праздник.

Особая традиция святок на Руси - колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения и духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения.

По языческим поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. Незримое присутствие духов среди живых людей могло помочь заглянуть в своё будущее, а потому святки всегда были днями гаданий.

Однако сюжет немецкой баллады перенесён Жуковским в мир России… Постарайтесь представить её события, увидеть героев «внутренним взором»

Ваши первые впечатления… Какие картины вы представили «внутренним взором»? Какие литературные или фольклорные произведения напомнила вам баллада Жуковского? В чём ощущается «русскость» баллады?

Сюжет баллады Восстановим основные этапы развития сюжета баллады Жуковского. Вспомним еще раз ключевые цитаты и подумаем, как можно графически изобразить развитие сюжета.

«темно в зеркале; кругом мертвое молчанье; свечка трепетным огнем чуть лиет сиянье» «вот…легохонько замком кто-то стукнул» «оглянулась… милый к ней простирает руки» «идут на широкий двор, в ворота тесовы» «сели…кони с места враз» «скачут…пусто всё вокруг» «вон в сторонке божий храм…кони мимо» «вот примчалися…и вмиг из очей пропали: кони, сани и жених, будто не бывали» «что ж?.. в избушке гроб…» «мертвый шевелится» «гибель близко» «о творец! Милый друг ее – мертвец! Ах!..и пробудилась!» «статный гость к крыльцу идет. Кто? Жених Светланы» «Здесь несчастье – лживый сон, счастье – пробужденье» «О! не знай сих страшных снов ты, моя Светлана»

«Вон в сторонке Божий храм…кони мимо». Почему Божий храм остаётся в стороне? «о творец! Милый друг ее – мертвец! Ах!..и пробудилась!» Что необычного в кульминации сюжета и его развязке? «О! не знай сих страшных снов ты, моя Светлана» «Здесь несчастье – лживый сон, счастье – пробужденье» Как проявляется личность самого поэта в финальных строках баллады? Размышляем о загадках сюжета баллады…

Начнём выстраивать модель жанра «по кирпичикам»: сложите своё определение сюжета баллады. В основе сюжета – описание события Стремительность развития действия Неожиданная, стремительная развязка Что лежит в основе сюжета баллады? Как развивается действие баллады? Чем интересна развязка сюжета баллады?

Система образов баллады Как вы думаете, какие образы прежде всего необходимы для осмысления баллады Жуковского?

Среди этих репродукций найдите ту, которая, по вашему мнению, могла бы стать иллюстрацией к балладе, отражая внешний и внутренний облик Светланы. Прокомментируйте свой выбор. И.Аргунов. Портрет крестьянки в русском костюме О.Кипренский. Бедная Лиза А.Харламов. Красавица В.Васнецов. Алёнушка К.Васильев. Ожидание

А такой увидел героиню Жуковского Карл Брюллов. Как вы думаете, что прежде всего художник хотел подчеркнуть в личности Светланы?

Душевный мир Светланы Как могу, подружки, петь? Милый друг далёко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой… Ах! А им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит… Это первые строки, которые раскрывают душевный мир Светланы. Что можно сказать об отношении автора к своей героине?

Что же девица? Дрожит… Гибель близко… С тайно робостью она В зеркало глядится… …робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи… ….занялся от страха дух… Сердце вещее дрожит, Робко дева говорит… …пуще девица дрожит… Входит с трепетом, в слезах Под святыми в уголке Робко притаилась… Светлана охвачена страхом. Постарайтесь ощутить все оттенки этого чувства

Как сама мелодия строки передаёт душевное состояние Светланы? Светланин дух Смутен сновиденьем… Села (тяжко ноет грудь)… Счастье – пробужденье… Будь вся жизнь её светла, Будь весёлость, как была, Дней её подруга.

Каким вы представляете жениха Светланы? Опишите его словами… Статный гость к крыльцу идёт… Кто?.. Жених Светланы. Что же твой, Светлана, сон, Прорицатель муки? Друг с тобой; всё тот же он В опыте разлуки; Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры; Те ж на сладостных устах Милы разговоры.

Природа в балладе Попытаемся восстановить сюжет баллады, обратившись только к описаниям природы…

Какому сюжетному событию соответствует это описание природы? Тускло светится луна в сумраке тумана… На луне туманный круг, Чуть блестят поляны…

Какие детали помогают создать атмосферу тайны, ожидания загадочных, страшных событий? …Вдруг метелица кругом, Снег валит клоками, Чёрный вран, свистя крылом, Вьётся над санями! Ворон каркает: печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в тёмну даль, Подымая гривы… …В страшных девица местах; Вкруг метель и вьюга…

Каким событиям соответствует это состояние природы? Из окна широкий путь Виден сквозь тумана; Снег на солнышке блестит, Пар алеет тонкий… Почему круг меняется на «широкий путь», а вместо луны появляется солнце?

Как природа в балладе Жуковского связана с развитием сюжета? Почему, обращаясь только к описаниям природы, можно не только восстановить цепь событий, но и почувствовать внутреннее состояние главной героини?

Баллада Жуковского символична. Постарайтесь раскрыть смысловое наполнение христианских и языческих символов... метель свадьба ворон круг солнце луна белый голубок

Подведём итоги нашего размышления о системе образов баллады… Как проявляется личность автора в балладе? Главное в литературной балладе – голос автора, его эмоциональная оценка описываемых событий, прямое отношение к героям. Какие события и чувства прежде всего раскрывают душевный мир героя баллады? Душевный мир героя раскрывается чаще всего в драматичной, напряжённой ситуации. Герой охвачен сильными чувствами. Какое значение имеет описание природы в балладе? Природа становится действующим лицом баллады, её состояние созвучно состоянию героя.

Представьте, что вы – создатели обложки к балладе Жуковского «Светлана». Опишите её словами, подчеркнув главную, по вашему мнению, идею баллады.

Завершим создание модели жанра баллады. Создайте её из открытых нами «кирпичиков»- компонентов Сюжет баллады. Голос автора в балладе, его отношение к героям и событиям. Система образов в балладе. Природа в балладе.

Баллада – это лирический или эпический жанр? ЛИРИКА ЭПОС