Работу выполнили ученики 10 класса МОУ «СОШ» с. Перевесинка: Макарова Екатерина, Гулян Артур. Руководитель Коськов С.С. 2010г.
V век до н.э. – время расцвета. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть «золотым веком Афин». Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства.
Ансамбль Акрополя – это высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи.
Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины, этот памятник золотого века античной культуры все же и сегодня сохраняет величавость и органическую стройность.
Мне будет вечно дорог день, Когда вступил я, Пропилеи, Под вашу мраморную сень, Что пены волн морских белее, Когда, священный Парфенон, Я увидал в лазури чистой Впервые мрамор золотистый Твоих божественных колонн, Твой камень, солнцем весь облитый, Как тело юной Афродиты, Рожденной пеною морской. Д.С. Мережковский
Самый маленький, изящный и женственный храм Акрополя, храм Ники Аптерос (он же - Афины Ники), как ласточкино гнездо, прилепился на выступе скалы справа от Пропилеи. С вершины холма храм в ионическом стиле, с двумя рядами колонн по двум фасадам, виден плохо, рассмотреть его можно с двух точек: с тропинки, которая ведет к Пропилеям справа, и с их ступенек.
Иктин древнегреческий зодчий времён Перикла. Построил, в сотрудничестве с Калликратом, главное афинское святилище, Парфенон, постройка которого продолжалась 16 лет и была окончена в 438 до н. э.. Вместе с Карпионом написал сочинение об этом храме.
В древние времена внутри Парфенона стояла десятиметровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военном облачении. В правой руке Афина держала двухметровую скульптуру богини Победы Ники.
Памятник имел деревянный каркас, обнаженные части статуи Афины и целиком скульптура Ники были исполнены из слоновой кости, а одеяние и шлем Афины - из съемных листов чеканного золота (отсюда и название статуи хрисоэлефантинная, т.е. сделанная из золота и слоновой кости). В первые годы византийского периода памятник бесследно исчез.
Современная копия «Афины Парфенос» в Нэшвилле была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса.
Храм был воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, состоялся их спор за обладание Аттикой.
Храм украшают скульптуры кариатид – девушек, поддерживающих карниз. Кариатиды выполняли конструктивную роль, заменяя колонны. В то же время они производят на зрителя особое эстетическое впечатление. Их фигуры величавы и спокойны. Может быть, именно так шествовали жрицы, неся на голове корзины со священными атрибутами?
Перед началом спектакля в алтаре перед статуей Диониса совершали жертвоприношение и обряд очищения всех присутствующих в театре.
Вместимость театра – человек. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. Богов и героев легко можно было распознать по их атрибутам: в руках у Диониса был тирс – палка, обвитая плющом и виноградными листьями, Аполлон держал лук и стрелы, Геракл, одетый в львиную шкуру, защищался палицей.