Бурдуковская Валерия класс г.
Мир и вера древних славян были устроены так, что каждый человек никогда не оставался один. В социальном смысле он жил не только в семье с мамой и папой, а в огромном роду, состоящем из большого числа родственников, готовых в любой момент помочь и защитить. И весь природный мир древнего славянина был наполнен живыми существами, с которыми нужно было устанавливать отношения. Даже умершие предки продолжали участвовать в жизни человека и требовали к себе уважительного отношения и могли помочь поддержкой и советом. Чтобы гармонично жить в таком насыщенном отношениями мире славяне исполняли различные обряды, посвященные переходу по возрастным ступеням в жизни человека, бытовым событиям и отношениям с Богами, окружающей природой и населяющими её духами.
С самого рождения жизнь ребенка сопровождалась рядом магических действий, которые должны были обеспечить ему долгую жизнь, крепкое здоровье, защитить от злых духов и ввести под покровительство природы. Роды принимала женщина - "повитуха". Если рождался мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым. Если девочка - на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. «Привязать» - по-древнерусски «повить»; вот откуда появилось название «повитуха», «повивальная бабка».
Первой пелёнкой сыну служила отцовская рубаха, дочериматеринская. Вообще, все самые первые действия с младенцем (купание, кормление, подстригание волос и так далее) были окружены важными и очень интересными ритуалами. Например, сразу после рождения бабка-повитуха брала младенца на руки и обходила баню, где обычно происходили роды, при этом она произносила заговор.
Отец - глава семьи - торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и восходящему Ярило - Солнцу, Огню очага, растущему Месяцу (чтобы дитя хорошо росло), прикладывал к Земле-Матери и, наконец, окунал в Воду (или обрызгивал, если было холодно). Таким образом малыша « представляли » всем Божествам Вселенной, всем ее стихиям, отдавая под их покровительство.
Особым обрядом было наречение имени ребенку. Древние люди (не только славяне) считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел « взять » имя и использовать для наведения порчи (подобно тому, как использовали для этого остриженные волосы, клочки одежды. выкопанные куски земли со следами на ней и даже сор, выметенный из избы). Поэтому в древности настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные звали его по имени рода или по прозвищу, как правило носившему охранительный характер: Некрас, Неждан, Нежелан. Подобные имена-прозвища должны были « разочаровать » болезни и смерть, заставить их искать « более достойную » поживу в других местах. Так поступали не только славяне. Например, красивое турецкое имя Йылмаз означает "то, что не нужно даже и собаке".
В этом обряде девочка передаётся под опёку Богине Леле, которая поможет в её обучении, а потом Леля передаст девицу через обряд Богине Весте, которая подготовит девицу к супружеской жизни, научит понимать и уважать мужчину. Множество различных обрядов отмечали рост ребёнка. Например, обряд "Закосиченье" проводился, когда девочке исполнится 6 лет. Обряд этот означал, что теперь девочка будет обучаться всем премудростям и умениям, какими должна обладать будущая жена и мать.
Для мальчиков проводились свои обряды. К примеру, "Посажение" - когда мальчик впервые садился на коня и семья принимала его как будущего мужчину. Или обряд "Подпоясывание", проводящийся в восьмилетнем возрасте. Через этот обряд мальчик переходил под покровительство Ярилы и начинал своё обучение мужским умениям.
Не только у славян, но и у многих других древних народностей, имя человеку давалось дважды. С рождения ребенок получал своё первоначальное имя, а по достижении 12 лет (108 месяцев) совершался обряд совершеннолетия и именаречения. В ходе этого обряда освящённой водой реки с человека смывалась его прежняя детская жизнь и прежнее имя, и затем у священного огня, разожжённого в капище или святилище (это специальные места для проведения обрядов поклонения духам и Богам), юноши и девушки вводились во взрослую жизнь.
До обряда совершеннолетия ребёнок находился под полной опёкой своих родителей. После прохождения этого ритуала, человек сам отвечал за свои действия и слова. В ходе обряда юноши получали два меча. Это означало, что за 9 лет они должны были в совершенстве овладеть боевыми приёмами владения мечами и стать воинами. Девушки получали символьное веретено и прялку; это означало, что за 4 года они должны были в совершенстве овладеть рукоделием, ведением домашнего хозяйства, полеводством и садоводством, кулинарным искусством и уходом за детьми.
Все остальные этапы в жизни человека также освящались обрядами: и сватовство, и свадьба, и строительство дома, и переезд, и, конечно же, похороны. Погребальный обряд означал, что душа человека покидает это тело и перемещается в другие миры: либо в Нижний мир (если человек вёл недобрую жизнь); либо в светлый Ирий или даже к Богам на "Седьмое небо"; либо переродится на земле в новом теле. Погребальным обрядом древние славяне провожали умершего и старались помочь ему избежать Нижнего мира, а также помочь его близким родственникам пережить скорбь утраты. Поэтому в обряде присутствовали и пляски, и песни, и воинские игрища в виде боёв. У большинства славянских народов принято было сжигать тело покойного, и зачастую вместе с умершим мужчиной в костёр добровольно отправлялась и одна из его жен, если их было несколько
У некоторых славянских народов умершего хоронили в земле, воздвигая над ним земляную насыпь - курган. Многие элементы тех древних обрядов сохранились и в наши дни. Например, когда в доме покойник, то все зеркала закрывают тканью, чтоб умершая душа не смогла вернуться в дом и остаться в нём, пройдя через зеркальные ворота между мирами. К умершим предкам мы ходим на кладбище и приносим им угощение, но еду с кладбища никогда не берут домой, чтоб душа не пришла за ней. И многие другие обрядовые действия мы совершаем в нашей современной жизни.
Кроме обрядов, сопровождавших личную жизнь человека, было много обрядов, отмечавших изменения в природе и направленных на улучшение жизни людей, облегчение их работы и на задабривание духов и Богов, способных помочь во всех этих делах. И по сей день известны нам такие праздники как Масленица, Иван Купала, Коляда.
В наши дни мы говорим "Первого апреля никому не верю". Но мало кто из нас знает, что фраза эта и обычай разыгрывать всех именно первого апреля идут от древнего праздника "Пробуждение домового". Считалось, что на зиму Домовой уходит в спячку, а будить его нужно, когда весна придёт окончательно, а именно - первого апреля. И, чтобы разбуженный вами дедушка не очень сердился, нужно сделать этот день как можно более весёлым и забавным, для этого и проводили люди различные розыгрыши и шутки; и поэтому же не верили друг другу именно первого апреля.
Ещё один вид обрядов был посвящён событиям нежданным: если начиналась война, приходили засуха, наводнение или заморозки. Во всех этих непредвиденных случаях древние славяне обращались либо к своим идолам, изображавшим Бога или Духа, оберегавшего этот народ, либо к огню, к реке, к деревьям. У некоторых народностей были даже целые заповедные рощи, где росли священные деревья и их никто никогда не рубил, а напротив - старательно оберегали. Чтоб задобрить своё Божество, люди приносили ему в жертву плоды своего труда (еду, зерно, травы, украшения) и проводили ритуальные танцы.
Основным видом славянского обрядового танца был раньше и остаётся по сегодняшний день - хоровод.
КОНЕЦ.