Личностно - ориентированное взаимодействие учителя и ученика на уроке Сост. Григорьева А.Р.
Технология личностно - ориентированного урока Личностно-ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития, и с другой стороны, сама личностная ориентация, как процесс взаимодействия учителя и ученика, является сущностью их развития. Личностно-ориентированную направленность урока обеспечивает следующие психолого- дидактические характеристики:
1. Формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся: инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика; создание ситуации выбора; организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания; приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.
2. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся: Опора на субъективный личностный опыт учеников Активное принятие оригинальности, мнений, выводов учеников Позволить ученику самому выбирать тип, вид деятельности Формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других Создание ситуаций, позволяющий ученикам проявить собственные способности, возможности, интересы
3. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации): Развитие мотивационной сферы учащихся Создание условий для компонентов учебной деятельности Повышение степени самостоятельност и в учебной деятельности Поощрение проявления учениками инициативы и активности в образовательной деятельности
4. Знание и учет психофизиологических особенностей учащихся: использование приемов внешней и внутренней дифференциации; выбор методических приемов, типа (вида) урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся; использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности; обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития);
5. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения: стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения: ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не на стремление к заданным из вне результатам; обучение целеполаганию (приемам последовательности, классификации); создание ситуации успеха; помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности; создание ситуации нравственного выбора.
6.Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей: постановка и организация разрешения проблемных ситуаций; поощрение творческой активности учащихся; ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации; использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуации или их модели; разнообразие используемых методов и приемов деятельности; повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера.
7. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия: приоритет диалогических форм в учебной деятельности; организация сотрудничества учителя и учеников; организация сотрудничества учеников между собой (в том числе – обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ); оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности; доброжелательность в общении;
8. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга: поощрение инициативы и активности учащихся; акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы; использование вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой и индивидуальной работы от деятельности партнеров; подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности; поощрение познавательной активности детей.
9. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе: (считывание) учителем эмоциональной информации у учеников и реагирование на нее; обучение учеников рефлексии, самооценки действий, усилий, результатов; открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников; возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности; взаимность обратной связи; заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.
10. Личностно ориентированная позиция педагога: установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность; признание самобытности и уникальности каждого ученика; безоценочная позиция – принятие учеников и ситуации как данности; приоритетность конструктивной функции учителя (обеспечивающей собственную активность ученика) в противовес контролирующей; доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение; умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.
Отличия личностно - ориентированного урока от традиционного в 4 аспектах Организация самого урока и деятельности на нем Личностно-ориентированный подход Технологические характеристики ориентированного обучения Иная позиция педагога по отношению к ученику Установка на ученика как на субъект ОП, как на личность, индивидуальность Опора на субъективный личностный опыт ученика
Ученик субъект деятельности Организация учебной, которая обеспечивает зависимость результатов групповой и индивидуальной работы деятельности каждого ученика; Создание атмосферы заинтересованности друг друга Ориентация обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь Приоритет диалогических форм учебной деятельности; Приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции
Базовый технологический комплекс личностно ориентированного урока выражается в триаде: Предметные ; Конструктив ные; Личностно ориентирова нные. задачи Готовность педагога к диалогу как к обмену мыслями; Выбор учителем оптимального варианта проблемно- поискового стиля педагогического общения; Готовность учеников к диалогу. диалог Игровые действия как средство реализации этих ролей; Замещение реальных предметов игровыми; Реальные отношения между играющими. игра
Личностно-ориентированные технологии Переход к очеловечиванию образования, т.е. воплощение в практику тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируются на уважение к личности ученика, установление доверительных отношений между ним и педагогом
замена учебно - дисциплинарного подхода к взаимодействию педагога и воспитанника другим - личностно-ориентированным. в качестве приоритетов в современной школе должны выступать не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллект, духовное и физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации: Метод экспрессии в творческой ситуации;Метод чтения вслух;Метод интроспективного анализа;Метод развития творческого самочувствия;Метод творческого самовыражения;Метод дискуссии;Игровые методы.
Важным структурным звеном личностно - ориентированной ситуации является личность учителя Носителя культуры, который призван оказывать влияние на формирование познавательного интереса к учебному предмету средствами данной ситуации. Чтобы быть на уровне современных требований, учителю необходимо не только знать предмет и методику преподавания, но и хорошо владеть технологией межличностного взаимодействия с учащимися.
Процесс превращения учителя в высококвалифицированного педагога, творчески работающего, должен включать в себя направленность на следующие компоненты: Целевая ориентация учителя на формирование познавательного интереса у школьников; Принятие учителем концепции личностно ориентированного обучения и реализация его на практике; Наличие определённых знаний личностно ориентированной ситуации; Соответствие учителя общим требованиям психолого-педагогической компетентности;
Таким образом, в личностно ориентированной ситуации учащийся рассматривается как личность испытывающая потребность и ориентированная на саморазвитие, самореализацию. Учитель призван обеспечить психологическое сопровождение этого процесса в данной педагогической ситуации. Личностное взаимодействие обеспечивает активизацию личностных функций учащихся.