По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку держала, В путь дорогу умницу свою сопровождала. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают их на свете.
Государственное образовательное учреждение – Детский сад 989 ПРОГРАММА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Взаимодействие ГОУ и родителей по защите прав и достоинств маленького ребенка»
Нормативно-правовая база Основные международные документы: Всеобщая декларация прав человека(1948); Декларация прав ребенка (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Нормативные документы федерального уровня: Конституция РФ; Гражданский и Семейный кодекс РФ (2000); Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; закон «Об образовании»; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Нормативные документы дошкольного образовательного учреждения: Устав ГОУ Положение о Совете педагогов Положение о родительском комитете
Кризис российской семьи выражается в следующем: Нестабильность семьи Распад полных семей Экономические трудности Самоустранение родителей от процесса воспитания Рост «неблагополучных» семей Рост случаев жестокого обращения с детьми Низкий уровень психолого-педагогической культуры
Анализ семей ДОУ по социальным группам
Отношение родителей к Конвенции о правах ребенка
Юридическая грамотность родителей
Статья 18 Закона «Об Образовании»: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны: соблюдать права ребенка, заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а педагоги обязаны помочь им в этом.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Разработка и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия педагогов с родителями в целях разъяснения прав детей, обязанностей родителей и повышения их психолого-педагогической культуры.
Задачи программы: Ознакомить педагогов ГОУ с системой нормативного обеспечения прав детей и подготовить педагогический коллектив к работе с родителями Повысить ответственность родителей за соблюдение прав детей и выполнение их родительских обязанностей. Формировать у детей представления о своих правах и обязанностях.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ Работа с педагогическим коллективом Работа педагогического коллектива с родителями: 1. изучение семей воспитанников; 2. проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей; 3. создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом Ознакомление детей с правами ребенка на основе Конвенции ООН.
Работа с педагогическим коллективом Анкетирование педагогов. Знакомство с нормативно-правовыми документами. Организация информационных стендов. Самоанализ деятельности педагогов. Собеседование по теме «Защита прав ребенка» Консультации психолога «Формирование у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях», «Реализация прав ребенка в ГОУ» Семинар-практикум «Защита прав и правовое воспитание ребенка» Деловая игра «Что такое жестокое обращение с детьми. Признаки жестокого обращения с детьми»
Работа педагогического коллектива с родителями Анкетирование родителей Организация информационных стендов в каждой группе. Разработка листовок по реализации прав детей в семье. Индивидуальные консультации психолога по запросу родителей. Групповые родительские собрания в нетрадиционной форме. Проведение совместных праздников и развлечений. Проведение общего родительского собрания «Защита прав и достоинств маленького ребенка».
РАБОТА С ДЕТЬМИ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ: дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребенка. Работа по данной технологии предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Резюме прав, определенных Международной Конвенцией ООН о правах ребенка Дети имеют право на:
на воспитание в семейном окружении… (статья 9)
на достаточное питание и достаточное количество чистой воды (статья 24 п.2с)
на приемлемый уровень жизни (статья 26, 27 п.1)
на медицинский уход (статья 24)
Дети инвалиды на особую заботу и обучение (статья 23)
право на отдых (статья 31)
на бесплатное образование (статья 28 п.1а)
на безопасные условия жизни… (статья 19)
не использоваться в качестве дешевой рабочей силы (статья 32)
говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию (статья 30)
ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ (статья 12,13,15)