Спиридонова Анастасия МОУ СОШ 1 имени Н. Л. Мещерякова
«Самое богатое наследство, которое родители могут оставить своим детям, – это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери» Святая царица-мученица Александра
Жизнь Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
Елизавета Фёдоровна, старшая сестра Александры Фёдоровны, будущей русской императрицы, была вторым ребёнком в семье герцога Гессен-Дармштадского Людовига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Еще одна дочь этой четы – Алиса – стала впоследствии императрицей российской Александрой Фёдоровной.
Дети (а их в семье было семеро!) воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому распорядку. Одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Много позже Елизавета Фёдоровна скажет: «В доме меня научили всему».
Елизавета очень любила цветы… Свой первый рисунок – фиалки в вазе – она подарила матери.
Из наставлений матери Елизавета хорошо усвоила, что путь самоотречения и любви к ближнему – это самый верный путь к Богу!
ВеликаяВеликая княгинякнягиня
3 июня 1984 года принцесса Гессенская Елизавета обвенчалась в Санкт- Петербурге с великим князем Сергеем Александровичем и стала Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.
Великая княгиня стала изучать православный катехизис, толкование Библии, и с каждой минутой в ней зрело желание перейти в православную веру.
Великая княгиня перешла в православную веру с прежним именем Елизавета, но уже в честь святой праведной Елизаветы, матери Иоанна Предтечи.
По вечерам она устраивала приёмы, танцевала на балах…
…а днём много занималась благотворительностью – посещала больницы для бедных и приюты для беспризорных детей. Она помнила завет матери: самый близкий путь к Богу – самоотречение и служение ближним.
Она знала силу молитв и ощутила помощь святых.
Год 1905-й стал для Елизаветы Фёдоровны самым страшным.
Раненная в самое сердце, она не думала о себе, её мысли были о тех, кто мог пострадать еще.
обительобитель милосердиямилосердия
Настоятельницу называли не иначе как Великая матушка
Великая княгиня, ставшая Матушкой, никогда не забывала слова Иисуса Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12).
«Время летит так незаметно... Сегодня двадцать пять лет, как я присоединилась к нашей возлюбленной Церкви... Всё сливается в глубочайшей благодарности Богу… И я чувствую себя настолько ничтожной и недостойной безграничной любви Божией и той любви, которая меня окружала в России, – даже минуты скорби были освящены таким утешением свыше, а мелкие недоразумения, естественные для людей, с такой любовью сглаживались, что я могу сказать одно: «Слава Богу за всё, за всё». (Из письма Елизаветы Фёдоровны императору Николаю II 13 апреля 1916 года).
Последние месяцы своего земного пути Великая княгиня провела под арестом в помещении школы на окраине уральского города Алапаевска. Она понимала, что конец близок и поэтому всё время посвящала молитве: в ней она находила терпение и силу перенести грядущие страдания.
О чём думала Великая княгиня в эти последние мгновения?
Даже здесь, в глубине шахты, израненная и переломанная, она пыталась облегчить страдания ближнего.
В 1921 году гробы Елизаветы Фёдоровны и сестры Варвары перевезли в Иерусалим.
Они покоятся в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, как хотела сама Елизавета Фёдоровна.
Пример праведной, благочестивой жизни Елизаветы Фёдоровны и её семьи служит замечательным ориентиром в нашей сложной, порой слишком запутанной современной жизни. Семьи святых – это некие маячки, которые всегда светят нам в самые трудные минуты жизни, когда одолевают отчаяние, страх, ужас. Освещая дорогу своим незримым светом, они непременно выведут нас из пучины неприятностей и бед. Эти невидимые ниточки святости соединяют нас в одну большую и крепкую Семью.