Развивающая предметно-пространственная среда- это естественная комфортная, уютная обстановка. Рационально-организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами
Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязь предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума. Мы в своем образовательном процессе ищем оптимальную организацию среды в двух уровнях: Духовно-пространственный уровень Предметно-пространственный уровень Что обеспечивает нам не только отношение ребенка к среде, но и влияние на него среды
Проектируем предметно-пространственную среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку, соблюдая при этом следующие принципы: 1.Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей. С этой целью в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов детской активности: Двигательной Игровой Изобразительной Конструктивной 2. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой комнате, спальне «тихие уголки» или «уголки уединения». 3. Стараемся организовать «зоны приватности», то есть отведение специальных мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество.
Большое значение придаем организации экспозиции фотографий детей и членов их семей, личных альбомов. Что нужно помнить при проектировании предметно- развивающей среды? У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: движение общение познание И среда группы должна удовлетворять эти потребности.
Развивающ ая среда группы Требования к организации среды Зонирование группового помещения Динамичность ( гибкость ) предметной среды Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка и взрослого
Развивающая среда являясь одним из важнейших факторов воспитания малышей, должна быть построена так, чтобы ее можно было изменять и дополнять. Дети быстро растут, поэтому завтра она уже перестанет стимулировать их развитие, и послезавтра станет тормозить его. Практикой проверено, что уже после двух месяцев функционирования вновь созданной среды ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами. Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Предметная среда группы должна способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий. Мы для развития мелкой моторики используем специальные игрушки (вкладыши, пирамидки, шнуровки, а так же пластиковые контейнеры и коробки). Примерно раз в два месяца часть материалов нужно заменять, переставлять оборудование. В группе должно быть несколько зон или центров, где дети без помех будут заниматься той или иной деятельностью
Предметно- развивающая среда Уголок ряжения Дидактический стол Центр развивающих игр Игровые двигательн ые модули Игровая « Жилая комната » Центр « Песок - вода » Зона двигательной активности Уголок развития речи Уголок изобразительной деятельности
Развитие речи
Центр «Песок- вода»
Игровая «Жилая комната»
Дидактический стол
Центр изобразительной деятельности
Птичий дворик Игрушки-забавлялочки Палочки - завлекалочки Диванчики «Беседушки» Ранний возраст Петрушкин театр Шапочки-превращалочки
Таким образом, осознавая значимость среды мы определили требования к ее организации. На наш взгляд она должна предоставлять ребенку свободу действий, оказывать положительные действия на мироощущения, самочувствие и здоровья. Среда должна быть удобной и обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром. Разработанные нами модели предметно-развивающей среды явились результатом многолетней практики и творческого поиска педагогического коллектива. Они отражают специфику нашего детского сада и максимально учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей.