« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
А.Я.Данилюк А.М. Кондаков В.А. Тишков Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Определяет: Систему базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) Современный национальный воспитательный идеал. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России
Требования к выпускнику Стандарт г. у выпускника сформированы базовые ценности, определяющие личностное и профессиональное самоопределение обучающегося во всей последующей жизни; сформирована устойчивая система ведущих ценностных ориентаций и установок в социально- политической, экономической, эстетической и экологической сферах деятельности в соответствии с принятыми нравственными, эстетическими, трудовыми нормами и правилами; принятие основных социальных ролей: работника, родителя, гражданина, патриота родного края.
Стандар т второго поколения любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность; готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственные основы).
Воспитательная система- это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она создаётся); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; отношений субъектов, участвующих в этой деятельности; освоенная субъектами среда (открытость социальным институтам); управление, обеспечивающее функционирование и развитие системы.
«…Педагог должен стать нравственным примером для учащихся. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения…»