Е.Н. Степанов, профессор Псковского областного ИПКРО
Задание: дать сравнительную характеристику целей личностно ориентированного и традиционного классных часов. Для этого прочитайте тексты разработок двух классных часов до раздела «Ход классного часа» Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно ориентированный классный час
Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно ориентированный классный час Целевой Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности
Задание: сравнить содержательные компоненты личностно ориентированного и традиционного классных часов. С этой целью прочитайте в текстах разработок двух классных часов раздел «Ход классного часа» Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно ориентированный классный час
Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно- ориентированный классный час Содержательный Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно- программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся
Задание: охарактеризуйте способы подготовки и проведения личностно ориентированного и традиционного классных часов Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно ориентированны й классный час Организационно- деятельностный
Организационно- деятельностный Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно- объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект- субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения
Задание: составьте характеристики оценочно-аналитических компонентов традиционного и личностно ориентированного классных часов Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно- ориентированный классный час Оценочно- аналитический
Оценочно- аналитический При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися В качестве критериев оценки р езультативности классного часа выступают проявление и о богащение жизненного опыта ребенка, и ндивидуально- личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе