Содержание и особенности преподавания биологии в рамках ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Главными отличиями ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г. являются: 1. содержание предмета определяется так называемым фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий научной картины мира; 2. выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения; 3. большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс; 4. в базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе. 5. на основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по биологии для основной школы.
Знак Знание Проблема Задача
Личностные результаты: -знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; -реализация установок здорового образа жизни; -сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
Метапредметные результаты: - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты: - выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; - приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; - классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; - объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; - различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; - сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
Современный урок биологии - это урок, характеризующийся следующими признаками: 1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению. 3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования. 4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. 5. Организация урока динамична и вариативна. 6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Презентация учебников Рабочая программа. Биология 5-9 классы: учебное методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. - М.: Дрофа, Концентрическое курс: пропедевтическую ступень биологических знаний – 5-й класс, систематический курс биологии – 6–9-е классы, профильное изучение предмета – 10–11-е классы. Т.е. с каждым годом дети углубляют уже полученные ранее знания. Изучение «Человека» в 8 классе. Линейный курс: 5-6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний, 7 класс – изучение растений, грибов, бактерий, 8 класс – животных, 9 класс – человека, классы – общей биологии.
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс.
Захаров В.Б, Н.И Сонин. Биология. Многообразия живых организмов. 7 класс.
Сонин Н.И, М.Р. Сапин. Человек 8 класс.
С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин Биология. Общие закономерности 9 класс.
Учебник-навигатор