Психологическая безопасность образовательной среды Концепция развития МОУ «СОШ 9» г.Балашова Саратовской области
Среда – «совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка,… для образования не есть нечто однозначное и наперёд заданное…» Образовательная среда «…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения» В.И. Слободчиков
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни среды как фактора образования является подсистемой социокультурной среды
Образовательная среда школы характеризуется категорией «со-бытийность общности» Со-бытийная общность – есть целостно- смысловое объединение людей, создающее условия для развития предметной деятельности, среды, индивидуальных способностей человека (В. И. Слободчиков)
Структура образовательной среды образовательного учреждения КОМПОНЕНТЫ: 1. Пространственно-семантический 2. Содержательно-методический 3. Коммуникационно - организационный
1. Пространственно-семантический компонент включает: - архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении; - символическое пространство школы (символика, атрибуты, традиции и др.).
2. Содержательно-методический компонент включает: - содержательную сферу (концепция жизнедеятельности школы, концепция и программа воспитательной работы, программы основного и дополнительного образования); - технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в образовательном учреждении (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения мероприятий и коллективных творческих дел в школе
3. Коммуникационно-организационный компонент включает: - особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения; - коммуникационную сферу; - организационные условия (особенности управленческой культуры).
Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются: типовыми и видовыми особенностями образовательного учреждения; системой организации и управления жизнедеятельностью ребёнка и групп детей – учебных классов, временных детских коллективов (отрядов), клубов и объединений детей по интересам; наличием «лидеров» и «отстающих»; включённостью ребёнка в другие коллективы, группы и группировки, уровнем защищённости ребёнка в них;
Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются: социальными контактами субъектов образовательного учреждения (образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничество, взаимопомощь, господство, авторитарность и т.п.), личный пример, опыт);
Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются: информационной составляющей образовательной среды (правила внутреннего распорядка, устав, конституция, декларация о намерениях, законы и т.п.); фактическими, а не декларируемыми нормами отношения к людям, их мнениям и оценкам; предписаниями и правилами личной и общественной безопасности;
Специфика и уникальность образовательной среды образовательного учреждения определяются : средствами наглядности в школе (любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, рекомендации, пожелания, т.е. персонально адресованное на субъекта образовательной среды воздействие); материальной и соматической составляющими среды (условия обучения, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический микроклимат).
Сущность понятий: «опасность», «риск», «угроза» Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами; Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта; Угроза – конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил (обстоятельств); совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.
Психологическая безопасность состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее участников Модель психологически безопасной образовательной среды включает: 1. защищенность от психологического насилия; 2. референтную значимость окружения; 3. удовлетворенность в личностно- доверительном общении. (И.А. Баева)
Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (И.А. Баева)
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально- организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. Следствие – получение ребенком психологической травмы
Формы психологического насилия 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка); 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания); 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)
Проявления психологического насилия в образовательной среде: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 3. Отсутствие удовлетворенности в личностно- доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью
Угрозы психологической безопасности образовательной среды 5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью
Результаты опроса педагогов о трудностях работы в школе 1. Фактическое отсутствие «права на ошибку» (89%). 2. Недостаток положительного стимулирования труда (89%). 3. Отсутствие свободного времени и условий для полноценного отдыха и возможности восстановиться после работы (73%). 4. Неудовлетворенность профессиональным статусом (71%). 5. Недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей, коллег, родителей (67%). 6. Отсутствие возможности и условий для самовыражения и самореализации (35%).
Риски, связанные с ребенком: - отклонение от нормы психического и физического развития – 60%; - низкая мотивация – 35%; - трудности адаптации – 30%; - высокий уровень агрессии – 20%; - педагогическая запущенность – 20%; - учебная перегрузка – 20%; - личностные особенности – 10%; - страхи, тревожность – 10%.
Риски, связанные с учителем: - эмоциональное выгорание – 55%; - некомпетентность – 30%; - низкий уровень мотивации – 20%; - низкий уровень профессионального саморазвития – 20%; - большая учебно-воспитательная нагрузка – 15%; - большая наполняемость классов – 10%; - повышенная ответственность, тревожность – 10%; - пожилой возраст, соматические заболевания – 15%; - негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми – 10%; - завышенная требовательность – 5%; - грубость, безразличие – 5%; - неудовлетворенность социальным статусом – 5%; - негибкость, ригидность мышления, авторитарность – 5%.
Риски, связанные с семьей: - изменение состава семьи – 25%; - патологии личности родителей – 20%; - развод – 20%; - завышенные требования к ребенку – 15%; - пьянство (алкоголизм) – 15%; - невнимание к ребенку – 15%; - смерть одного из родителей – 15%; - плохая забота о ребенке – 15/%; - семейные конфликты – 10%; - педагогическая некомпетентность – 10%; - неполная семья – 10%; - изменение социального и материального статуса семьи – 10%; - жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни – 10%.
Риски, связанные с управлением школой: - отсутствие команды единомышленников в администрации – 10%; - неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива – 10%; - формализм, закрытость администрации – 5%; - введение инноваций – 5%; - процедура аттестации – 5%; - изменение состава администрации, изменение профиля школы – 5%; - нездоровая соревновательность – 5%; - отсутствие мотивации повышения квалификации педагогического коллектива – 5%.
Риски, связанные с организацией учебно- воспитательного процесса: - большой объем учебной нагрузки – 20%; - не рецензируемые учебники – 20%; - невнимание к эмоциональной сфере ребенка, психо- эмоциональные перегрузки учащихся – 20%; - завышенные требования при аттестации (ЕГЭ) – 15%; - сложность учебных программ – 15%; - излишняя рационализация образования – 10%; - необходимость адаптации учебно-воспитательных программ – 10%; - введение новых предметов – 10%; - модернизация образования – 10%; - недостаток развивающих программ – 10%.
Риски, связанные с особенностями школьных взаимоотношений в диадах: ребенок-ребенок: - нарушение межличностных отношений – 35%; - насилие, нетерпимость – 30%; - низкая коммуникативная компетентность – 35%; - деление на лидеров и изгоев – 10%; - соперничество – 10%.
Риски, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса: ребенок-взрослый: - отсутствие доверительных отношений – 20%; - отсутствие психологической поддержки – 20%; - авторитарность – 20%; - незащищенность ребенка – 10%; - жестокость, безразличие – 10%; - самоутверждение за счет ребенка – 10%; - предвзятость, субъективизм – 5%; - некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми – 5%.
Риски, связанные с организацией учебно- воспитательного процесса: взрослый-взрослый: - соперничество – 15%; - несогласованность педагогических позиций – 15%; - неумение сотрудничать, недоверие друг к другу – 10%; - некомпетентность, дезадаптация, субъективизм – 10%; - психические болезни – 5%; - последствия эмоционального выгорания – 5%; - взаимные претензии, перекладывание ответственности – 5%.
Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании): гуманистической образовательной системы школы; единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей школу среде; включённости самого ребенка в образовательный процесс в субъектной позиции; наличия значимых для ребёнка сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде школы принцип опоры на развивающее образование и воспитание принцип психологической защиты личности принцип помощи в формировании социально-психологической умелости
Социально-психологическая умелость - набор умений, дающий возможность компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности (И.А. Баева)
П сихологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии
Условия организации безопасной образовательной среды в школе - целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование безопасной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса; - адресная помощь ребенку в решении актуальных задач жизнедеятельности, а также социализации в условиях школы (затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально- эмоционального характера, проблемы с выбором видов деятельности и т.д.);
Условия организации безопасной образовательной среды в школе - активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в течение учебного дня в школе; - эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации; - повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
Основные задачи организации безопасной образовательной среды в школе - выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях школы (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником – учителем, педагогом дополнительного образования, психологом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих образовательному учреждению); - отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду школы как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «Школа без стрессов»);
Основные задачи организации безопасной образовательной среды в школе - обосновать условия организации такого типа образовательной среды и требования к ее эффективной организации, относящихся ко всем участникам, отвечающим за обучение, воспитание, развитие детей, включая систему задач и действий, для каждого участника педагогической ситуации; - обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в ходе учебно-воспитательного процесса в школе; - составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации; - сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Задачи РЭП 1. Создание системы экспертизы психологической безопасности образовательной среды школы. 2. Организация мониторинга состояния образовательной среды в аспекте её психологической безопасности. 3. Разработка и апробация «Паспорта психологической безопасности образовательного учреждения».
Спасибо за внимание! Михайлина Марина Юрьевна Зав.кафедрой психологии ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», Научный руководитель экспериментальной площадки