О подготовке к переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Приказ Минобрнауки России 373 от «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» разработан РАО, руководитель: А.М. Кондаков
Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»
Критерии готовности общеобразовательного учреждения: наличие разработанной и утвержденной основной образовательной программы начального общего образования общеобразовательного учреждения; наличие нормативной базы общеобразовательного учреждения, приведенной в соответствие с требованиями Стандарта (режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.); наличие должностных инструкций работников образовательного учреждения, приведенных в соответствие с требованиями Стандарта и новыми тарифно- квалификационными характеристиками; определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии со Стандартом; наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения; определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); повышение квалификации всех учителей начальных классов; соответствие условий реализации требованиям Стандарта (финансовых, материально-технических и иных условий).
Отличия стандартов второго поколения я cлышу, и я забываю, я вижу, и я помню, я делаю, и я понимаю. Конфуций приоритет деятельностной парадигмы образования; развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности, обретения духовно-нравственного и социального опыта во взаимосвязи с содержанием обучения; результаты общего образования выражены не только в предметном формате, но и в универсальных (метапредметных, т.е. надпредметных) умениях; целью начального общего образования является формирование умения учится как компетенции, обеспечивающей освоение новыми компетенциями; коренная перестройка системы контроля и оценки качества образования на основе использования объективных измерителей; включает в себя оценку результатов деятельности ребенка, учителей, школы, системы образования в целом.
Обязательные требования ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы начального общего образования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования 1. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 3. Базисный учебный план начального общего образования; 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 5. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов; 6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни; 8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к условиям реализации образовательных программ укомплектованность кадрами ОУ; уровень квалификации педагогических работников; введение НСОТ; выполнение требований: СаНПиН; пожбезопасности; организации питания детей; оборудованию медицинских кабинетов; обеспеченность учебниками (наличие печатных и электронных ресурсов); доступ к сети Интернет; проведение текущих и капитальных ремонтов зданий.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования У всех без исключения учащихся, оканчивающих начальную школу, будут сформированы: предметные (ЗУНы, их применение и преобразование); метапредметные (универсальные учебные действия, т.е регулятивные, познавательные, коммуникативные – умение учиться); личностные (мотивация к учению, сформированность гражданских позиций) результаты.
Внеурочная деятельность до 1350 часов, до 10 часов в неделю (1-4 класс) Направления: спортивно – оздоровительное; художественно – эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно-полезная деятельность; проектная деятельность. Формы организации: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.