М Е Т О Д И К А ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ Шевелева Г.А. педагог дополнительного образования МОУ ДОД «СЮН» Валуйского района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление образования и науки администрации Губкинского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция.
Advertisements

Экологическая тропа как важный фактор экологического воспитания школьников Горшкова Любовь Андреевна, зав.отделом профориентации и исследовательской работы.
Э КОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «Р ОДНАЯ СТОРОНА » Учащиеся: Ермакова Олеся(7 класс), Михайлова Юлия (9 класс) Руководитель: Лаврентьев В.В. Учитель биологии МАОУСОШ.
«Подарите потомкам Землю, непорочную как вначале…»
Экологические учебные тропы Работа учителей МОУ- СОШ с.Подлесное Спириной В.Н. Рыбиной Е.Ю. Максимовой П.А.
Муниципальный конкурс команд педагогов дополнительного образования «Мастерство и творчество» Методические рекомендации «Организация учебно- экологической.
Создание экологической тропы МОУ « Каменская основная общеобразовательная школа»
МОУ «Свердловская средняя общеобразовательная школа» Эколого- биологический кружок «Юные друзья природы» Исполнитель: Липина Светлана Фёдоровна, учитель.
Эколого-краеведческая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического и краеведческого образования и воспитания; выработки.
Презентация по экологии на тему: Учебная экологическая тропа
Программа кружка ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. В 2012 году вся наша многонациональная страна будет праздновать 1150 лет зарождения государственности России.
Окружающий мир -развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -освоение.
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:. Требования к исследовательской работе Определение темы исследования: –цели –задач –методов Где и как будут использованы полученная информация.
Пускай растёт зелёный терем, Просторный, мирный дом зверей, Входи в него не диким зверем, А самым лучшим из друзей!
Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные.
МБОУ СОШ 5 г. Кузнецка (Турпроект) Проект группы учащихся 8 класса М Б ОУ СОШ 5 под руководством Малаховой Татьяны Викторовны.
Организация экскурсий и целевых прогулок с детьми дошкольного возраста в летний оздоровительный период.
Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
Кружок «Юные туристы» учитель географии-биологии Ковалева Е.Д. г. Райчихинск.
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Воспитатель высшей категории Авсеевич Ирина Михайловна МАДОУ ЦРР- детский сад.
Транксрипт:

М Е Т О Д И К А ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ Шевелева Г.А. педагог дополнительного образования МОУ ДОД «СЮН» Валуйского района

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ Учебная экологическая тропа - это разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.

Это наиболее специализированные в целях обучения маршруты в природе. Их протяженность до 2 км из расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны, прежде всего, на использование учащимися, поэтому должны быть легкодоступны, и находится в зеленых зонах вблизи населенных пунктов.

Продолжительность экскурсий зависит от состава группы, от цели экскурсантов. Например, могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. для детей младшего возраста. Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление

Цели экологической тропы: Цели экологической тропы: расширять элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы; научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду; способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношения человека к природе.

Задачи экологической тропы: экологическое обучение и воспитание; отдых посетителей; сохранение природы в прилегающей зоне.

Но основная направленность – массовая экологическая учеба через экскурсии и массовые внеклассные мероприятия с использованием тропы: туристические слеты, слеты следопытов, краеведческие игры, соревнования.

Требования к созданию учебной экологической тропы 1.Маршрут тропы должен соответствовать ее назначению и учитывать условия данной местности; 2. Тропа должна быть расположена в доступной местности; 3. Тропа должна нести информацию: познавательную (натуральные объекты: виды растений и животных, формы рельефа, почв, другие элементы живой и неживой природы); просветительную (элементы антропогенного ландшафта) и предписывающую (лозунги, призывы, правила, указатели, нанесенные на щитах и знаках)

План основных работ по созданию учебной экологической тропы 1.Прокладка маршрута учебной экологической тропы; 2.Составление перечня экскурсионных объектов: -составление схемы тропы, вычисление на местности имеющихся объектов; 3.Оформление учебной экологической тропы. - информационные доски с указанием стоянок маршрута; - информационные щиты (правила поведения на УЭТ, карта-схема УЭТ, лозунги). - оборудование рекреационной зоны (скамейки, оборудованные места кострищ, качели). - установка экологических знаков и указателей. 4. Подготовка экскурсоводов - составление плана проведения экскурсий; - написание рефератов по экскурсионным объектам; - учеба экскурсоводов-учащихся; - составление путеводителя (буклета) по тропе. 5. Оформление документации по УЭТ - паспорт; - карта-схема; - правила поведения; - рефераты; - альбом-раскладушка. 6. Использование учебной экологической тропы в экологическом воспитании школьников и жителей прилегающего микрорайона.

Паспорт на учебную экологическую тропу Местонахождение________________________________________________ Проезд Землепользователь Наличие постановления органов власти о создании экологической тропы Назначение экологической тропы (просвещение, обучение, воспитание по вопросам окружающей среды) Краткое описание границ маршрута (ориентиры на местности и расстояние между ними по всей длине тропы) Описание экскурсионных объектов на маршруте Режим пользования: виды и характер пользования___________________________________ запрещается___________________________________________________ Необходимые мероприятия: укрепление дорожно-тропиночного полотна, оборудование щитов и знаков и т.д.__________________________________ Шефствующие учреждения_________________________________________ Маршрут разработан________________________________________________ Приложение карта-схема маршрута; описание экскурсионных объектов Консультанты: Научный руководитель:

Формы работы школьников на учебной экологической тропе Поисковое направление - развивается с начала работ учащихся по созданию экологической тропы, выбора ее маршрута – индивидуальные задания по подбору материала для экотропы. Дальнейшая работа – по организации новых остановок на созданной тропе. С поисковым направлением очень тесно связано инвентаризационное направление, включающее в себя следующие формы работы: выявление и описание памятников природы на маршруте тропы, определение местонахождения редких растений и животных и т.д. Познавательно-исследовательское направление имеет место, когда уже окончательно определен маршрут, остановки. Данное направление включает в себя следующие формы: работа по исследовательской теме, связанной с созданием тропы (маршрутом, остановками на нем); изучение природных комплексов, расположенных на маршруте; фенологические наблюдения; экспериментальная работа, опытная и т.д. Эта работа требует определенного объема знаний и умений, которые учащиеся получают в процессе систематических занятий в кружке ми выполнения практических заданий на местности. Практическое направление, включающее в себя: оснащение тропы (кострище, бивуак, кормушки и т.д.), изготовление щитов, ограждение муравейников, подсадка деревьев, лекарственных и редких растений и др. Пропагандистское направление. Данная работа разнообразна по своим формам: организация экскурсий на тропе; пропаганда учебной экологической тропы через печать, радио, телевидение, проведение массовых внеклассных краеведческих мероприятий.

Правила поведения на экологической тропе Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой. Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса. Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке. Наблюдая за животными (бабочками, жуками, земноводными), не следует их ловить. Запрещается: - загрязнять природную среду; - ломать деревья, вытаптывать растения; - беспокоить животных, разорять птичьи гнезда. Необходимо: - ходить по тропинкам, сохранять растения; - подкармливать и оберегать птиц.

Оборудование и оформление экологической тропы Оборудование экологической тропы начинается с составления картосхемы, на которой обозначаются объекты, имеющиеся на местности. Предварительно обследуется маршрут тропы, выявляются места установки информационных щитов, экологических знаков и указателей. Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту.

Примерная программа описания точки экотропы Название Расположение на местности Положение в рельефе Почвы Геоботаническое описание (название фитоценоза, общее проективное покрытие, видовой состав, обилие, высота и фенофаза каждого вида) Горизонтальная и вертикальная проекция травостоя Редкие и охраняемые виды растений Феноспектр

Зооценоз (позвоночные, насекомые, паукообразные и др. группы) Антропогенное воздействие Виды, имеющие практическое значение (кормовые, лекарственные, медоносы, декоративные и др.) Экология растений, животных на данной точке Фото точки (общий вид, достопримечательности, растительное сообщество) Эстетическая оценка Рекреационная оценка

Краеведческая, историческая, палеонтологическая информация Легенды, стихи, рассказы, эссе, песни Рисунки, коллажи, фотографии Результаты индивидуальных научных и творческих проектов Отчеты о проделанной (научной, творческой, поисковой) работе Характер и степень антропогенного воздействия Спортивные мероприятия Экологические игры И прочее