Некоторые особенности переменных и констант
Задание значений переменных датчиком случайных чисел. Есть еще один способ занесения данных в переменные – вызов датчика случайных чисел, когда компьютер сам выдает случайное число из указанного диапазона. Зададим этим способом цвет экрана. Random(X) – датчик случайных чисел, где Х – случайное число в диапазоне от 0 до Х-1.
Часть программы с использованием датчика. Randomize; { инициализация датчика случайных чисел проводится один раз в программе}. Cl1:=Random(16); {в результате переменной Cl1 присваивается целое случайное число из диапазона Результат функции Random(Х) – случайное число из диапазона 0..Х-1}.
Замечание. На самом деле программный датчик случайных чисел создать невозможно. Функция Random выдает псевдослучайные числа. Это значит, что числа, выдаваемые функцией, порождаются по определенной закономерности. Эта закономерность придумана так, чтобы казалось, что числа получаются случайными. Однако если не использовать процедуру randomize, каждый раз при запуске программы последовательность чисел будет одинаковой. Процедура randomize «встряхивает» начальное значение последовательности. После этого порождаемая последовательность чисел становится почти уникальной.
Задачка Пусть нам необходимо получить случайное двузначное число, т.е. число от 10 до 99. Значит нам нужно одно из 90 возможных случайных чисел (именно столько двузначных чисел). Следовательно нам нужно Random(90), но результат будет лежать в диапазоне 0..89, а нам нужно Значит нужно сдвинуть полученный диапазон вправо на 10. Это сделает операция +10. Получим: Random(90)+10.
Зачем нужны константы. Для удобства работы с такими величинами, которые не меняются. Расчет скорости тела при падении с башни. Program Piza; var G, V, H: real; begin G:=9.8; {эта переменная всегда имеет одно значение и не изменяет его по ходу выполнения программы} write(введите высоту башни ); readln(H); V:=Sqrt(2*G*H); writeln(скорость падения :20, V:7:3); {на выводимый текст выделяется 20 позиций} readln end.
Задания. 1.Напишите программу, которая выдает сообщение в текстовое окно. Координаты окна и координаты для сообщения должны вводиться с клавиатуры. Цвет экрана и цвет символов задайте с помощью датчика случайных чисел. 2.Вычислите длину окружности и площадь круга. Радиус должен вводиться с клавиатуры.