Моделирование в учебной деятельности
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Русский язык. 5 класс. В.В. Репкин., Е.В. Восторгова., И.Г. Маркидонова., Т.В. Некрасова. Программа является органическим продолжением курса родного языка для четырехлетней начальной школы, разработанного под руководством В.В. Репкина. Обеспечивает формирование у учащихся представления о соответствии языка как знаковой системы и речи и выявление двух сторон слова как языкового знака: внешней (звуковой, буквенной оболочек) и внутренней (его значения). Новый объект изучения: язык как целостная система языковых единиц разного уровня (морфема, слово, словосочетание, предложение) 1-4 классы5 класс способы письмаязык как средство общения
Моделирование Учебные модели – необходимое звено усвоения теоретических знаний и обобщений. Основная цель моделирования – изучить внутренние связи и отношения внутри рассматриваемого объекта в «чистом виде». Этапы моделирования: - преобразование условий задачи; - собственно моделирование; - преобразование модели. Идет фиксация в знаковой форме выявленных связей и отношений внутри данной задачи. Процесс моделирования – средство анализа условия задачи. Поиск способа решения задачи способствует выработке у ребенка абстрагирования и обобщения. На основе обобщения модель может выступать и как конкретизация общего способа. Упрощенные и лишенные общности «модели» - схемы.
Типы значения слова СЛОВО лексическое словообразовательное грамматическое значение значение значение
Морфемы Слова Словосочетания Предложения Языковые знаки Язык как система языковых знаков
Схема соотношения тона и шума при образовании гласных и согласных звуков ТОН ? ШУМ Тон (гласные)Шум (шумные глухие согласные) Шум + тон (шумные звонкие согласные) Тон + легкий шум (сонорные согласные)
Ситуации использования разных знаков 1.Содержание мысли 2. Значение слов 3.Звуковая оболочка слова Рисунок Иероглифы Буквы
ВИДЫ ПИСЬМА ПИСЬМО ИдеографическоеЗвуковоеСловесное
Типы знаков письма ЗНАКИ ПИСЬМА Основные (буквы) Дополнительные (пробелы, прописные буквы, знак переноса, знаки препинания)
Знаки правил письма для владения системой письма СИСТЕМА ПИСЬМА Знаки письма Правила письма
Типология орфограмм орфограммы Связанные с обозначением фонем Не связанные с обозначением фонем Сильной позиции Слабой позиции По общему правилу Вопреки общему правилу
Схема типов лексем лексемы самостоятельныеслужебные Знамен.Местоим.Междометия предлогичастицысоюзы Н. предм. Н. призн. Счетн. Им. собств.Им. нариц.
Отношения между лексическими значениями многозначного слова 12 3 лексема Общий семантический элемент Лексическое значение
Схема частей речи части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометия именаглаголынаречияпредлоги частицы союзы существительные прилагательные числительные местоимение
Содержание лексического значения слова Лексическое значение Семантический элемент
Модель. Лексико-семантическая группа (ЛСГ) «ЛЕТНЯЯ РУБАШКА» майка тенниска футболка тельняшка 1 - Главный семантический элемент
Модель. Лексико-семантическое поле. (ЛСП) ЛСП «… …» «..…»
Знаково-символическая деятельность школьников: - умение понимать графический язык; - работа со схемами, таблицами, графиками, моделями; - база для формирования полноценного понятийного мышления.