Городской конкурс «Учитель года» Этап «Беседа с учащимися» Структура, принципы, требования
Основополагающие принципы 1. Это должен быть ДИАЛОГ 2. Всё время должно быть посвящено беседе с детьми 3. Обязательна личность каждого 4. Роль учителя - модератор
Принципы диалога главное в диалоге организация дискуссии, пробуждающей мысль и обучающей мыслить. Диалог диалог рождает совместный процесс мыслительной деятельности детей, содействует взаимодействию с другими
5-8 классы В подростковом возрасте в основе лежит соотнесение, сопоставление и личностное осмысление накопленного нравственного опыта ребёнка с этически выверенными нормами образа жизни человека в вековом опыте предшествующих поколений. Сюжет выстроен в логике поиска нравственного решения в разнообразных жизненных ситуациях, приёмах стимулирования моральной самооценки, в действиях, творчестве, играх, экспериментах, сопровождающих непрерывный и развивающий разговор, ведущий к осознанию своего Я. В подростковом возрасте в основе лежит соотнесение, сопоставление и личностное осмысление накопленного нравственного опыта ребёнка с этически выверенными нормами образа жизни человека в вековом опыте предшествующих поколений. Сюжет выстроен в логике поиска нравственного решения в разнообразных жизненных ситуациях, приёмах стимулирования моральной самооценки, в действиях, творчестве, играх, экспериментах, сопровождающих непрерывный и развивающий разговор, ведущий к осознанию своего Я. Диалог
9-11 классы Особенностью диалога со старшеклассниками является его проблемный характер, развитие культуры мышления, способности морального суждения и оценки, умения принимать решение в непростых ситуациях нравственного выбора. Особенностью диалога со старшеклассниками является его проблемный характер, развитие культуры мышления, способности морального суждения и оценки, умения принимать решение в непростых ситуациях нравственного выбора. Диалог
Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога Точка наивысшего напряжения Обращение к личности ребёнка. Вывод школьников на проблему сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, Поворот «на себя» обязателен вопросы «почему?», «как вы думаете?» интригующий вопрос, дилемма, суждение, ситуация, игра Построение логической цепочки развития мысли.. Резюме.
Основные принципы построения диалога ориентация на возрастные особенности детей; включение в канву диалога диагностических методик, направленных на изучение нравственного развития учеников, на осмысление школьниками собственных нравственных оценок и самооценок. восприятие ребёнка как субъекта воспитания; опосредованность влияния на учащихся;
Diagram
Литература 1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, с. 2. Бердяев Н. О назначении человека. М., Бердяев Н. Философия свободного духа. М., Васильева Т. Путь к Платону. М., Галицких О. Е. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М. Академический проект Гусейнов А. А. Этика Аристотеля. М., Зинченко В. П. Размышления о душе и её воспитании \ Вопросы философии Каган М. С. Мир общения М., Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., От Я к другому: Сб. переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, Педагогика открытости и диалога культур М., Ухтомский А. А. Доминанта души. Рыбинск, 2000.
Городской конкурс «Учитель года»