Иконопись Храмостроение Песнопения Гимнография Курсовая работа учителя школы 287 Соловьёвой М. А.
Византия – первая христианская империя. Жемчужина средневековья. «Византия никак не может считаться только прошлым, завершённой главой церковной истории…Современная Православная Церковь есть – с исторической точки зрения – Византийской Церковью, на пятьсот лет пережившая Византийскую империю. Прот. Александр Шмеман
С появлением христианства сложился новый идеал – «преображённый человек». Вся Византийская культура не только демонстрирует нам этот идеал, но выступает посредником внепонятийного постижения истины, источником нравственного совершенства человека и ведёт к духовному преображению.
«Надлежит по образу нашему, Ангельскому быть и пению нашему, а не плотскому. Гласное пение есть указание на вопль умный внутри» Григорий Синаит. Добротолюбие т.5 По учению Православной Церкви, пение есть неотъемлемое свойство ангельской природы и поэтому человек, уподобляющийся ангелам, неизбежно наделяется этим свойством. Голос не просто соединяется с молящимся сердцем, но уже нет самих по себе движений голоса, а есть одно молящееся сердце.
С появлением христианства, создаются новые каноны красоты. В иконе стремятся показать преображённого человека, образ Божий во плоти. Образ Божий соединяет изображение человека с Богом и Бог мистически присутствует в иконе. Главное назначение канона – в сжатой форме удерживать смысл. Канон это, запечатленное в слове, богословие образа, знание о преображённом мире.
Вершиной византийской иконописи XI –XII вв стала икона Божей Матери «Владимирская». Образ Богородицы, как образ совершенного преображения, совершенного богоподобия, которого только можно достичь.
Культура Византии показала нам преображённого человека, если в иконах показан его внешний образ, то его душевные переживания мы находим в поэзии Симеона Нового Богослова. Он сам будучи аскетом, святым и нас погружает в мир недоступных нам переживаний силой своей поэзии.
Монах есть тот, кто миру непричастен, Кто говорит всегда с одним лишь Богом, Кто, видя Бога, сам бывает видим, Любя Его, он Им любим бывает И, светом становясь, всегда сияет. Симеон Новый Богослов. Гимн 3; 47
Храм в Византии стал символом одухотворённого мира, прообразом грядущего обожения Вселенной. Купол, означающий «твердь небесную», образ Вседержителя, лики ангелов и святых, евангельские сюжеты – всё это соединилось в единую симфонию: Бог, Царство неба и земли, Священная история.
Внутри храма доминирует купол, изображение Христа Пантократора. Он буквально охватывает пространство под Ним, где находится тот, кто на Него смотрит. Пантократор в куполе – это всеобъемлющий Христос.
В Византийской изобразительной системе место смотрящего – внутри системы. Входя в церковь, человек «облекается в Христа» (Гал 3;27) в буквальном смысле – он под этим образом стоит, как под покровом, он стоит под изображением Христа, подчиняясь Ему.
Византийские авторы придавали особое значение преображающему символизму. Процесс преображения – ключ к символике византийской церкви. Купол очерчивал мистическое пространство, где человек предстоял Богу. Сюда входили, чтобы быть преображёнными и восхищенными.