Диалог библейского и античного в творчестве Р. М. Рильке Научный руководитель : Синило Галина Вениаминовна
Актуальность Интерес к Р. М. Рильке как к поэту рубежа XIX – XX в. в. Как в отечественном, так и в иностранном литературоведении данная тема недостаточно изучена.
Цель : Исследовать интерпретацию и связь библейских и античных мотивов в поэтических сборниках Р. М. Рильке.
Задачи : Выявить библейские и античные мотивы в поэтических циклах Рильке. Сравнить интерпретацию поэтом библейских и античных сюжетов и образов в сборниках « Часослов », « Новые стихотворения », « Дуинские элегии », « Сонеты к Орфею ». Изучить употребление различных мотивов в рассматриваемых поэтических циклах.
Объект исследования – библейские и античные мотивы в творчестве Р. М. Рильке. Предмет исследования – поэтические сборники Р. М. Рильке « Часослов », « Новые стихотворения »(1- я и 2- я часть ), « Дуинские элегии », « Сонеты к Орфею ».
Основные результаты : В первом значимом сборнике « Часослов » поэт обращается к образу Бога. В цикле нет античных мотивов. Гимн творчеству художника - творца, осознание миссии поэта.
В сборниках « Новые стихотворения » и « Новых стихотворений вторая часть » создана новая концепция Ding- Gedicht- пластическое выражение образов.
Равные по силе изображения образы библейских пророков ( Давида, Иисуса Навина, царя Саула ) и античных героев ( Орфея, Гермеса, Эвридики ). Каждый созданный образ как « вещь в себе » (Ding in Sich). Лозунг «Leben ist Dasein» как общий принцип поэзии.
Герметичность образов « Дуинских элегий ». Преобладание античных образов и сюжетов над библейскими. Трагизм мировоззрения и кризис ценностей через сложно спелетающиеся образы библейского и античного мира.
« Сонеты к Орфею » - вершина поэзии Рильке. Отсутствие библейских образов, полное сосредоточение на фигуре певца Орфея. Орфей как прообраз поэта - пророка.
Научная новизна : Новый ракурс интерпретации образов Р. М. Рильке. Связь между использованием античных и библейских образов. Изучение соединения античной « статики » и библейской « динамики » в поэзии Рильке.
Положения, выносимые на защиту : Эволюция Р. М. Рильке как поэта переломного времени, рубежа веков. Обращение поэта к худоственному миру Библии. Античная образность в сборниках Рильке.
Объединение античной « статики » и библейской « динамики » в поэтических произведениях Р. М. Рильке. Художественные особенности поэзии Рильке и переплетение античной строгости ритмов и библейской лаконичности в сборниках австрийского поэта.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ