МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра международных экономических отношений Специальность – мировая экономика ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ на тему: Стратегии интернационализации белорусских предприятий Магистрант Ван Сяодун Руководитель, к.э.н., доцент Баканов А.А. МИНСК 2013
СОДЕРЖАНИЕ 1.Актуальность.Актуальность 2.Объект и предмет исследования.Объект и предмет исследования 3.Поставленные цели и задачи.Поставленные цели и задачи 4.Методологическая база.Методологическая база 5.Обзор литературы.Обзор литературы 6.Содержание исследования.Содержание исследования 7.Научная гипотеза.Научная гипотеза 8.Положения, выносимые на защиту.Положения, выносимые на защиту 9.Основные результаты.Основные результаты 10.Научная новизна.Научная новизна 11.Область практического применения.Область практического применения
1. Актуальность Правильный выбор той или иной формы заграничной деловой активности является одним из определяющих факторов успешного освоения компаниями новых зарубежных рынков. Поскольку на современном этапе развития мировой экономики интернационализация хозяйственной деятельности имеет большое значение для поддержания конкурентоспособности компаний и целых отраслей, исследования практической направленности в этой сфере представляются весьма важными. Особенно данная тема актуально в контексте того, что выход на внешние рынки является приоритетным направлением развития многих промышленных предприятий Республики Беларусь, вносящих наибольший вклад в объемы экспорта нашей страны.
2. Объект и предмет исследования Объект: Интернационализация предпринимательства. Предмет: Стратегии интернационализации белорусских предприятий в контексте современных тенденций развития мировой экономики.
3. Поставленные цели и задачи Цель: Анализ стратегий, применяемых белорусскими предприятиями при интернационализации своей деятельности. Задачи: 1.Рассмотреть теоретические подходы к интернационализации предпринимательства. 2.Изучить мировой опыт последовательности применения стратегий интернационализации предпринимательства (на примере компании Bosch). 3.Изучить особенности выхода белорусских предприятий на зарубежные рынки. 4.Оптимизировать процесс выбора стратегии интернационализации деятельности для белорусских предприятий.
4. Методологическая база Особенности объекта исследования и поставленные задачи обусловили использование основных принципов диалектики (развития, всеобщей взаимосвязи, единства и противоположности общего и особенного и др.). Широко применялся метод научной абстракции, анализ и синтез, дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход. Также использовался метод сравнительного анализа, экспертных оценок, группировок.
5. Обзор литературы Тема интернационализации деятельности компании, теории прямого иностранного инвестирования неоднократно затрагивалась многими отечественными и зарубежными специалистами. Следует отметить работы известных заграничных специалистов Дж. Даннинга, К. Коджимы, Э. Пенроуз, А. Рагмана, М. Кэссона, С. Лундан и многих других известных экономистов. Среди отечественных ученых-экономистов исследования по данной тематике проводили Л. М. Петровская, А. В. Данильченко, Е. Н. Петрушкевич, О. Г. Анисько, Д. С. Калинин.
6. Содержание исследования 1. Стратегии интернационализации предпринимательства: теоретические аспекты. 2. Анализ выхода международных компаний на рынок Восточной Европы (на примере компании Bosch) 3. Стратегии интернационализации белорусских предприятий.
7. Научная гипотеза Для белорусских предприятий наиболее перспективно использование тех стратегий интернационализации, выбор которых обусловлен многоступенчатым анализом по предложенному автором алгоритму, учитывающему совокупность факторов как внешней, так и внутренней среды предприятия. Данный алгоритм наиболее эффективен на развивающихся рынках, которые являются целевыми для большинства белорусских предприятий.
8. Положения, выносимые на защиту 1.Современная экономическая мысль отходит от моделей последовательного применения стратегий интернационализации. 2.При анализе мирового опыта интернационализации предпринимательства необходимо учитывать историческую перспективу. 3.В принятии решений о выходе на новые рынки большую роль играет менеджмент компании.
8. Положения, выносимые на защиту 4.Белорусские предприятия в своей внешнеэкономической деятельности не придерживаются основных выводов теорий интернационализации. 5.В целях оптимизации процесса выбора способа выхода на новый зарубежный рынок требуется разработать наиболее универсальный алгоритм, сочетающий в себе выводы основных теорий интернационализации предпринимательства.
Цели реализуемы и согласованны? Лицензи- рование данет да Фаза 1а. Анализ основанных на активах преимуществ собственности. Есть уникальные активы? данет Фаза 1б. Анализ координационных преимуществ собственности. Фаза 2. Постановка целей интернализации преимуществ собственности. Менеджмент подготовлен? нет Рисунок 1– Алгоритм для выхода на внешний рынок, разработанный автором 9. Основные результаты
L-преимущества развивают O- и I-преимущества? Фаза 3. Формирование требований к предпринимательскому месту. Предварительный отбор стран. Анализ внешней среды отобранных стран (модель Дюльфера, PEST-анализ, SWOT-анализ). Цели реализуемы и согласованны? да нет ЭкспортПИИ 9. Основные результаты Рисунок 1– Алгоритм для выхода на внешний рынок, разработанный автором
10. Научная новизна Заслугой автора является разработка алгоритма выбора способа выхода на новый зарубежный рынок. Разработанный алгоритм сочетает в себе теоретические и опытные наработки в сфере интернационализации деловой активности компаний и призван облегчить использование теорий интернационализации на практике.
11. Область практического применения 1.Планирование внешнеэкономической деятельности на белорусских предприятиях. 2.Освоение новых рынков сбыта. 3.Прямое инвестирование за рубеж отечественными компаниями. 4.Привлечение иностранных инвесторов в Республику Беларусь.
Спасибо за внимание!