ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Мышление начинается с проблемной ситуации. (С.Л.Рубинштейн.)
Проблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко). Проблемное обучение организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно- представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин). Проблемное обучение это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).
Непосредственное побуждение (учитель интересно рассказывает, показывает и т.д.) Традицион ное обучение Интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от преодоления сложностей и найденных догадок) Проблем ное обучение
Классификация методов обучения Методы Проблемно-диалогические Традицион- ные Поста- новки проб- лемы Побужда- ющий от проблем- ной ситуации диалог Подводя- щий к теме диалог Сообще- ние темы с мотиви- рующим приемом Сообщение темы поиска реше- ния Побужда- ющий к выдвиже- нию и проверке гипотез диалог Подводя- щий от проблемы диалог Подводя- щий без проблемы диалог Сообщение знаний
Виды диалога: Побуждающий Подводящий.
НА ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Произве дение ВопросВысказывания И. А. Куп рин Гранатов ый браслет, Какой должна быть любовь? Чувства Желткова – это большая любовь или слепой восторг? В. Львов – Рогачевский: Куприн говорит о любви, но не о той... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... Гранатовый браслет Куприна – это подарок новому поколению, это призыв к большой любви. Д. С. Лихачев: Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям
АНАЛИЗУЧИТЕЛЬУЧЕНИКИ П ос т а н о в к а п р об л е м ы Подводящий к теме диалог. -Посмотрите на два столбика слов на доске На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь -Что заметили общего?-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. -В чем различие?В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. Тема-Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). Мягкий знак после шипящих на конце существительных.
Урок русского языка по теме Правописание корней -лаг/лож- АнализУчительУченик Создание проблемной ситуации – Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы Распевать песни – петь Сбежать вниз – бег ПредлОгать дружбу – предлог Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к проблеме – Давайте проверим написание последнего глагола по словарю. – Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали? – Как мы проверяли слова? – Применимо ли это правило в последнем случае? – Чем же мы будем сегодня заниматься? – Здесь написано предлАгать. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. – Безударную гласную ставили под ударение. – Нет – Изучать новое правило о правописании безударных гласных.
Побуждение к гипотезе Побуждение к проверке – Найти нужное правило нам помогут слова на доске. – Что заметили? Есть ли какие-то предположения? – Как это можно проверить? – Выполняйте. – Сформулируйте правило Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать – Перед г пишется – а, перед ж -о. – Распределить в два столбика. – Подобрать ещё примеры. – В корнях -лаг/лож- …. Задание на формулирован ие темы – Какую же тему мы сегодня изучили? – Так … ещё какие варианты? – Сверьте вашу формулировку с материалом учебника – Оформите правило графически в схеме. – Правописание безударных гласных О, А – Правописание безударных гласных О, А в корнях - лаг/лож-
Проблемно- диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !