Сравнение. Виды сравнений. Виды сравнений.
Сравнение - это способ познания с помощью установления сходства и/или различия объектов. Все познается в сравнении: я сравниваю, следовательно, я познаю. Древняя мудрость.
Пример 1: Сравнить баскетбольный мяч и волейбольный мяч. Сходство: по форме (круглые). Различие: волейбольный мяч предназначен для игры в волейбол, баскетбольный мяч предназначен для игры в баскетбол. Пример 2: Сравнить два детских мяча. Сходство: по форме (круглые) по назначению Различие: Цвет, размер, вес, материал изготовления.
Сущность познания по средством сравнения заключается в : выявлении сходства в различном, различия в сходном, сопоставлении нового с известным. Пример: ЗЕМЛЯ и СОЛНЦЕ
Алгоритм сравнения. 1.Определение объектов сравнения (определяем такие объекты для сравнения, чтобы получить новые знания о них). 2. Определение аспектов сравнения. Пример: сравнить КИНДЕР-СЮРПРИЗ и КОНФЕТУ «Мишка на севере». игрушка конфета Киндер-сюрприз Следовательно, два объекта сравнивать можно как конфеты, нельзя как игрушку.
Алгоритм сравнения. 3. Анализ и синтез объектов в соответствии с аспектом сравнения. 4. Сопоставление существенных признаков.
4 вопроса для правильного сравнения объектов. 1.Эти объекты можно сравнивать? 2.С какой точки зрения? 3.В чем схожи эти объекты? 4.В чем различны эти объекты?
Задание на сообразительность. Разгадайте канон. ШвецияЕ КанадаА ЯпонияБуратиноТЧипполиноР Дюймовочка А А
Виды сравнений. Неполное однолинейное – установление, либо сходств, либо различий по одному аспекту. Неполное комплексное – установление, либо сходств, либо различий по нескольким признакам. Полное комплексное – установление, и сходств, и различий по одному признакам. Полное однолинейное – установление, и сходств, и различий по одному аспекту.
Пример 1: Сравнить тетрадь и учебник. 1.Можно сравнивать. 2.С точки зрения их назначения. 3.Существенные признаки. Учебник – получаем знания, учимся читать. Тетрадь – получаем знания, учимся писать, записываем полученные знания. 4.Общее: с помощью тетради и учебника получаем знания. 5.Различие: Учебник – учимся читать. Тетрадь – записываем полученные знания.
Пример 2: Сравнить дисплей и принтер. 1.Можно сравнивать. 2.С точки зрения их назначения. 3.Существенные признаки. дисплей– устройство ПК, предназначенное для вывода информации. принтер – дополнительное устройство ПК, предназначенное для вывода информации на бумагу. 4.Общее: устройство ПК для вывода информации. 5.Различие: дисплей – основное устройство ПК принтер – дополнительное устройство ПК, вывод информации на внешний носитель (бумага)