Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита».
Кто он, Понтий Пилат? Понтий Пилат римский правитель, прокуратор Иудеи c 26 по 3 годы н. э; римский всадник. Его правление ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Пилат несёт ответственность за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.
Цитаты из романа. Глава вторая. Понтий Пилат. «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Пилат страдает от невыносимой головной боли. «…ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы, от нее нет средств, нет никакого спасения»; «Мой ум не служит мне больше, и опять померещилась ему чаша с темной жидкостью. Яду мне, яду!» «В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно».
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого были заинтересован синедрион (высший судебный орган, состоявший из 23 человек) во главе с первосвященником Каиафой. По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови. После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, он был отстранен от должности и отправлен в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна. «Христос перед Каиафой» Маттиас Стом, 1630-е
Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. По некоторым из них, Пилат был сослан во Вьенн в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другим, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьенн и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. Еще по одной версии, он был казнён Нероном; во Вьенне туристам показывают пирамидальную гробницу Пилата.
Суд Пилата описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых ( события, принесшие Иисусу физические и духовные страдания во время его пребывания на земле). Иисус Христос на суде Понтия Пилата Основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский? » (опасное преступление) На что Иисус ответил: «Ты говоришь» «Христос перед Пилатом», Михай Мункачи, 1881 год
Фрагмент из Евангелия От Матфея. «…и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю… Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился» Ecce Homo (Се, Человек!). Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима. Справа скорбящая жена Пилата.
По сюжету романа (глава вторая) Понтий Пилат после общения с Иешуа Га-Ноцри не находит повода казнить его и вследствие этого не утверждает приговор, вынесенный Синедрионом, а подвергает его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, именно там, где находится его резиденция. Но после еще одного донесения на Га-Ноцри он утверждает смертный приговор. «Прочитав поданное, он еще более изменился в лице. Темная ли кровь прилила к шее и лицу, или случилось что-либо другое, но только кожа утратила желтизну, побурела, а глаза будто провалились». «Закон об оскорблении величества». Иешуа: «Всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости». Прокуратор на встрече с первосвященником Каифой всеми силами пытается убедить его в несогласии с выдвинутым смертным приговором ни в чем неповинному Иешуа, но даже после прошения прокуратора, Каифа и в третий раз решает спасти Вар-равана вместо Иешуа. В голову Пилату приходит мысль, которую он прогоняет «Бессмертие…пришло бессмертие…» Конечно, власти нужно было казнить Иешуа, который «не мир принес нам. Ты хотел выпустить его, чтобы он затем смутил народ, надругался над верой и повел народ под римские мечи».
На протяжении всего романа Пилат не находит себе места, его преследуют муки совести за подписанный приговор. Он не может избавиться от видения казненного Иешуа, с которым прокуратор мечтает воссоединиться на лунной дорожке (такое воссоединение, благодаря Мастеру, происходит в финале). Пилату приходится терзаться муками совести в одиночку, единственным преданным ему товарищем остается его пес Банга. Пилат кончает свою жизнь в финале "Мастера и Маргариты" в полном соответствии с еще одной легендой, связанной с германским мифом. В статье "Пилат" Брокгауза и Эфрона с судьбой прокуратора Иудеи связывалось название одноименной горы в Швейцарских Альпах, где "он будто бы и доселе появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении". Читатели "Мастера и Маргариты" помнят Понтия, сидящего при свете пасхального полнолуния на плоской горной вершине и жаждущего покоя, избавления от мук совести и прощения.
Вечные вопросы Булгаков осуждает Понтия Пилата за трусость без пощады и снисхождения, потому что знает: не так опасны люди, совершившие однажды зло, как те, которые малодушны и боязливы.