Технологии в образовании Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь
Технология Научно и/или практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей
Педагогическая технология Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.) Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Волков И. П.) Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)
Педагогическая технология Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Педагогическая технология Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)
Образовательная и педагогическая технология Понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) несколько шире, чем понятие «педагогическая технология», т.к. образование включает, кроме педагогических, еще социальные, психологические, управленческие, культурологические, экономические, медико – педагогические и другие смежные аспекты
Основные аспекты педагогической технологии Научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением определенной проблемы, основывающемся на достижениях педагогической теории и практики Формально-описательный: технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов Процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов (от целеполагания до анализа)
Соотношение «педагогической технологии» и других понятий Педагогическая система: совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство. Пример: педагогическая система школы включает целый ряд технологий. Всякая технология представляет собой систему, но не всякая система является технологией (понятие системы чаще применяется для описания структурной картины, а технология это прежде всего функционирование, процессы изменения во времени)
Соотношение «педагогической технологии» и других понятий Дидактическая система: совокупность документов и дидактических материалов, с помощью которых учитель осуществляет обучение, воспитание и развитие детей на уроках и внеклассных занятиях Включает в себя: концепцию, стандарт образования, технологии, учебные программы, календарные и тематические планы, методические и дидактические пособия, наглядные средства обучения и т.д.
Соотношение «педагогической технологии» и других понятий Методика преподавания: методика преподавания любой дисциплины состоит из частной и общей методики (как частей дидактики). В методике больше представлена содержательная, качественная, вариативная стороны (в технологии – процессуальная, количественная и расчетная компоненты). Методика исследует закономерности процесса передачи (изложения и усвоения) учащимися содержания дисциплины Еще в более узком значении: методика решения задач определенного типа, методика написания сочинения, методика проведения опыта и т.д.)
Соотношение «педагогической технологии» и других понятий Педагогическая техника: комплекс профессиональных приемов взаимодействия с учащимися Педагогическая техника: совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию образовательного процесса. Например, выразительность речи, умение владеть голосом, жестом, мимикой, умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, применять наглядные пособия, современные технические средства и т.д.