Михайловская Н.А. 2008
Футуризм (futurum – будущее) Течение авангардного искусства начала 20 века, главным образом в поэзии и живописи Италии и России. Михайловская Н.А. 2008
Манифест футуризма 1909 год – итальянский поэт Ф.Маринетти совместно с живописцем Дж.Балла. Поддержка Г.Аполлинера. Отражение «ускорения темпа жизни» и индустриализации среды как примет будущей эры. Михайловская Н.А. 2008
У.Боччоне. Состояние души, или те, кто остаются Михайловская Н.А. 2008
У.Боччоне. Натюрморт Михайловская Н.А. 2008
У.Боччоне Шум. Михайловская Н.А. 2008
«Все двигается, бежит, все быстро трансформируется… Предметы множатся, деформируются, преследуя друг друга… …у бегущих лошадей не четыре ноги, а двадцать, и их движения треугольны… Пространства больше не существует… Автобус въезжает в дома, а затем дома рушатся на автобус и сливаются с ним… Абсолютизация идеи движения. Принцип мультипликации – совмещение различных фаз АВАНГАРД. Михайловская Н.А. 2008
Антонио Сант-Элиа Родоначальник футуризма в архитектуре год – миланская группа «новый город» год – эскизы утопического «нового города» индустриального будущего. Михайловская Н.А. 2008
1914 год – приезд Маринетти в Москву и Пб с лекциями о футуризме. Созвучны идеям нигилистов, анархистов и социалистов. Лидерами становятся В.Маяковский, А.Крученых, В.Хлебников. Март 1915 года – в Петрограде «Первая футуристическая выставка «Трамвай В» – Богуславская, Клюн, Малевич, Татлин, Попова, Розанова, Удальцова, Экстер. Михайловская Н.А. 2008
кубофутуризм Трансформация футуризма в России Первый манифест был написан еще в 1912 году – «Пощечина общественному вкусу». Последняя футуристическая выставка «0,10» – декабрь 1915 года – провозглашен переход к беспредметному искусству и супрематизму. Михайловская Н.А. 2008
А.Эфрос год «Футуризм стал официальным искусством новой России…Левой государственности соответствует левое искусство… Футуризм есть художественный вид коммунизма. Коммунист в искусстве не может не быть футуристом». Михайловская Н.А. 2008
Как и все «левые», футуристы стремились насаждать свое искусство силой революционной власти, однако, больше связанные с анархистами, чем с большевиками, вскоре стали опасными и к 1930-м гг. оказались не ко двору. В Италии футуристы провозгласили войну «гигиеной мира» и отправились добровольцами на фронт. В боях погибли Сант-Элиа и Боччоне Михайловская Н.А. 2008
«Победа над солнцем» – кредо авангарда и футуризма Пролог – В.Хлебников Либретто – А.Крученых Музыка – М.Матюшин Оформление – К.Малевич Представлена 3 и 5 декабря 1913 года в «Луна-парке» на Офицерской в Петербурге. Сюжет – группа «будетлян» завоевывает Солнце. Михайловская Н.А. 2008
Матюшин, Крученых, Филонов, Малевич Солнце – символ порядка. Победа над ним – это победа многообразия над завершенным единством. Мир вывернут наизнанку и солнце оказывается внутри. Второе действие – скандал, диспут. Третье – катастрофа, выворачивающая наизнанку торжество техники. Михайловская Н.А. 2008
ДЕКОРАЦИИ МАЛЕВИЧА Символ вывернутого наизнанку солнца – черный квадрат. Либретто построено на «зауми». Музыка была диссонансной. Михайловская Н.А. 2008
Малевич. Будетлянский силач. Огромного роста, плечи на уровне рта человека «Эти фигуры кромсались лезвиями фаров, попеременно лишались рук, ног, головы, ибо для Малевича они были лишь геометрическими телами… Единственной реальностью была абстрактная форма, поглощавшая в себе без остатка всю люциферическую суету мира» (Б.Лифшиц). Михайловская Н.А. 2008
Старожил. Фигурина к опере. Эль Лисицкий. Титульный лист альбома оперы. Михайловская Н.А. 2008
Малевич. Певец. Малевич. Старорежимный. Михайловская Н.А. 2008
Малевич. Трус.Малевич. Кто-то злой. Михайловская Н.А. 2008
Малевич. Декорации, деймо Малевич. Декорации. Деймо Михайловская Н.А. 2008
Малевич. Декорации, деймо Малевич. Черный квадрат Михайловская Н.А. 2008
Традиции ярмарки и балагана. Новый лексикон (Хлебников): Театр – «созерцог» Зрители – «видухи», «глядари» Декорации – «смотрины» Амплуа – ужасавли, веселяне, семявы, судьбоспоры, мучавы, малюты Михайловская Н.А. 2008
«Поразили ли, возмутили ли, разочаровали ли меня эти спектакли? Нет! Понравились ли мне они? – Не знаю. Я не был восхищен, но я был ими взволнован… Будто кто-то вдруг коснулся самой глубины моей души и наполнил ее тоской и страхом, радостью и жутким, сладостным предчувствием… Они не убоялись бросить себя на растерзание дикой варварской толпе во имя овладевшего ими творчества. Вот их заслуга, их ценность в настоящем! Добрый путь!» А.Мгебров. Михайловская Н.А. 2008