Учитель истории МОУ «СОШ с. Широкое» Д.А.Шептала
Латинское слово «agnus» означает «ягненок» или «барашек». Агнец воспринятый и пополненный христианством древний символ жертвенности и искупления, чистоты и невинности, доброты и кротости, терпения и смирения, непротивления злу и безропотного страдания.
В религии народов Ближнего Востока, и прежде всего в ритуалах древних евреев, агнец выступает как жертвенное животное. Таковым он предстает и в Ветхом Завете. В рассказе о жертвоприношении Авраама овен, то есть тот же агнец, заменяет собою Исаака, уже связанного и приготовленного для принесения в жертву Богу неумолимым отцом.
Вдумчивый и рассудительный читатель Библии наверняка уловит в этом древнем мифе отголосок важной исторической перемены в первобытном культе, когда человеческие жертвоприношения уступили место жертвоприношениям животных. Андреа дель Сарто - Жертвоприношение Авраама
С эпохи ветхозаветного Исхода кровь пасхального агнца рассматривалась как эмблема спасения иудейского народа, а библейские пророки именовали грядущего мессию, призванного спасти человечество, Агнцем.
Этим долгожданным Мессией явился Христос, поэтому в Новом Завете агнец символизирует Христа как искупительную жертву за грехи мира. Доказательством тому служат и слова Иоанна Крестителя, сказавшего о Христе: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». «Юные Иисус Христос и Иоанн Креститель», картина Маттео Росселли.
В христианской традиции, где в роли жертвы выступает сам Божий Сын, другие жертвы, казалось бы, становятся излишними и ненужными. Однако влияние язычества сказывается еще длительное время, и под алтарями возводимых церквей нередко зарывали ягнят в качестве строительной жертвы, чтобы стены храма Божьего стояли крепко и не обрушились.
Символом искупительной жертвы агнец выступает не только в христианстве, но и в исламе. У мусульман до сих пор существует религиозный обычай закалывать жертвенных ягнят во время празднования Рамадана.
В раннехристианской иконографии Христа часто изображали в облике агнца. Вариантов таких изображений великое множество. Христос-Агнец предстает то с крестом, то с книгой или с хоругвью. Иногда Божественный Агнец наделен семью рогами или семью глазами, что символизировало семь Божьих духов. Спаситель выступает и в роли Пастыря с агнцем на плечах. Двенадцать апостолов тоже изображали в виде агнцев, восседающих вокруг Агнца Божия.
В изобразительном искусстве Средневековья и Ренессанса нравственные качества, приписываемые агнцу, сделали его атрибутом аллегорических фигур Невинности, Кротости, Терпения и Смирения, воплощенных в образе молодых женщин. Агнец Невинности возлежит у ее ног; Кротость ласкает агнца, расположившегося на ее коленях; Терпение поднимает его на щите; а в обществе персонифицированного Смирения он попирает ногами корону.