Анализ художественного текста как один из способов подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку Практическое занятие по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Голуби» Подготовила Сигарёва О.И.
Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме: обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция.
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)
К.Г.Паустовский: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения…»
Тема: Это произведение о переживаниях лирического героя, вызванных наблюдениями за парой голубей.
План 1) Назревала гроза великая. 2) Летят домой два голубя. 3) Сорвалась буря и пошла потеха... 4) Хорошо и грустно...
Основные образы текста: 1) лирический герой; 2) предгрозовое поле, туча, солнце; 3) голуби, летящие над полем, сидящие под крышей; 4) буря, гроза.
Лирический герой «передо мною» «около меня» «я глядел» «думалось мне» «я стоял»
Пространство лирического героя «около меня» «за рожью» то золотое, то тёмно – синяя туча; серебряное море; грузная громада; спелая рожь; синяя громада; солнце светило злая туча; туча горячо и тускло давила землю
Тип речи - описание Обильное употребление эпитетов подтверждает этот вывод: душный воздух, гроза великая, зловещий блеск, одинокий лист, тоскливое томление, злая туча, золотая змейка.
Стиль текста Этот текст принадлежит к художественному стилю, потому что он полон зримых картин, образов, создаёт определённое настроение.
Синтаксические конструкции, использованные в тексте В -1 1)Среди предложений 1 – 7 найдите сложные бессоюзные. 2)Среди предложений 18 – 25 найдите сложные предложения, в состав которых входят односоставные безличные. 3)Среди предложений 17 – 22 найдите предложение с вводными словами. В -2 4) Среди предложений 10 – 15 найдите предложение, связанное с предыдущим контекстными синонимами и указательным местоимением. 5) Какой синтаксический приём используется в предложениях 2,7. 6) Описывая бурю в предложении 20 автор использует яркие…
Проверяем: 1)1,2,5. 2) 20,23,24. 3) 18,21. 4) 14. 5) инверсию (не бегало зыби, не струился душный воздух, не слыхать, не видать ни одной птицы, попрятались воробьи). 6) сравнения (мечется как бешеный; словно в клочья разорванные; закачался отвесными столбами; слепят огнистой зеленью; стреляет как из пушки).
Образы второй части текста 1) Сначала один белый голубь. 2) Потом два белых голубя.
Контекстуальные синонимы 1)Что – то, белый платочек – снежный комок – белый голубь. 2) Два платка – два комочка – два белых голубя.
В третьей части текста преобладают глаголы С их помощью автор передаёт быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется, мчатся, закрутилось, смешалось, захлестал, cвет - слепят, звуки - стреляет.
Соотношение второй и третьей части по смыслу и в авторской оценке Эти части противопоставлены. На это указывает противительный союз но, с которого начинается четвёртая часть и многоточие, которым оканчивается третья часть. В третьей части – смятение, разрушение, зло; в четвёртой части – умиротворение, согласие, спокойствие, добро.
Лексические и синтаксические средства, выражающие чувства героя в последнем абзаце Лексический повтор слова хорошо передаёт тёплое чувство гармонии, а повтор слова один подчёркивает острое ощущение одиночества героя. Восклицания и обилие многоточий свидетельствуют о недосказанности, противоречивости чувств героя.
Вывод Основная мысль этого лирического произведения, вероятно, может быть выражена так: как бы ни был человек одинок, он может найти утешение в своей жизни, где вечно будет существовать любовь и самопожертвование.
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…