«Формирование ключевых компетенций на уроках в начальной школе».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классификация компетентностей Теоретическое закрепление.
Advertisements

СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Тема: Совершенствование обще-учебных компетенций в старших классах на уроках русского языка и литературы. Автор: Правдина В.П.. учитель русского языка.
Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы в процессе работы над проектом Выполнил: Чугуевская Надежда Игоревна учитель начальных классов,
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения» Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом.
1 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация.
Транксрипт:

«Формирование ключевых компетенций на уроках в начальной школе».

Условия возникновения, становления опыта Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Он присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения.

Актуальность и перспективность опыта Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим.

Теоретическая база опыта Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция».

А.В.Хуторской выделяет следующие группы ключевых компетенций: 1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции. 3. Учебно-познавательные компетенции. 4. Информационные компетенции. 5. Коммуникативные компетенции. 6. Социально-трудовые компетенции. 7. Компетенции личностного самосовершенствования.

Новизна опыта состоит в том, что современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Адресность опыта Данный опыт работы может быть использован учителями начальной школы на уроках, педагогическая деятельность которых направлена на формирование ключевых компетенций.

Технология опыта Цель - способствовать формированию ключевых компетенций на уроках в начальной школе. Задачи: изучить теоретические аспекты по проблеме; изучить теоретические аспекты по проблеме; поиск средств и методов развития ключевых компетенций учащихся; поиск средств и методов развития ключевых компетенций учащихся; проанализировать работу по формированию ключевых компетенций у детей средствами диагностики. проанализировать работу по формированию ключевых компетенций у детей средствами диагностики.

Дидактические требования: Чёткое формирование образовательных задач Чёткое формирование образовательных задач Определение оптимального содержания урока Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация на уроке всех дидактических принципов. Реализация на уроке всех дидактических принципов.

Психологические требования: Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения Особенности самоорганизации учителя Особенности самоорганизации учителя Организация познавательной деятельности Организация познавательной деятельности Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений Организованность учащихся Организованность учащихся Учёт возрастных особенностей Учёт возрастных особенностей

Требования к технике проведения урока: Урок должен быть эмоциональный Урок должен быть эмоциональный Темы и ритм урока должен быть оптимальным Темы и ритм урока должен быть оптимальным Полный контакт учителя и учащихся. Полный контакт учителя и учащихся. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Смена видов деятельности Смена видов деятельности Обеспечение активного учения каждого ученика. Обеспечение активного учения каждого ученика. Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса Невозможно говорить об овладении школьниками ключевых компетенций если не соблюдать гигиену школы и класса

Требования к гигиене урока: Температурный режим Температурный режим Проветривание Проветривание Освещение Освещение Предупреждение утомления Предупреждение утомления Чередование видов деятельности Чередование видов деятельности Физкультминутка Физкультминутка Правильная рабочая поза учащихся. Правильная рабочая поза учащихся. Соответствие роста школьной мебели. Соответствие роста школьной мебели.

Формируются компетентности, если: Обучение носит деятельностный характер. Обучение носит деятельностный характер. Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера). Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера). Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели. Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели. Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО). Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО). Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы). Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).

Упражнения для формирования ценностно- смысловых компетенций: - система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Ты соглашаешься с Машей и Мишей?» «Как ты ответишь Мише?», «С каким суждением ты согласишься:…»

Упражнения для формирования общекультурных компетенций: - организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей младшего школьника помогать героям интриги с целью решить интеллектуальные задачи. Задания типа «Ты поможешь Мише решить эту проблему?» - вопросы: «Как правильно (начать и закончить) написать письмо»; «Как правильно написать письмо. Главный Закон Общения», «Как написать поздравление с Новым годом», «Как написать письмо в научный клуб младших школьников», «Как написать поздравление с Днём 8 Марта».

Упражнения для формирования учебно- познавательных компетенций: - «Миша нашёл такие словосочетания: … Маша определила словосочетания по-другому: … Как ты думаешь, кто прав?; «В каком предложении Миша сделал ошибку? Запиши это предложение правильно»; «Проверь, как это задание выполнил Миша»;

Упражнения на развитие мышления, умения делать умозаключения по аналогии. Береза-дерево, фиалка-…; лещ-рыба, пчела-… и т.п. Упражнения творческого характера. По опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ. В предлагаемом слове любую букву заменить буквой ш так, чтобы получилось новое слово: крыса-крыша, пар-шар, малина-машина, месть-шесть.

Упражнения для формирования информационных компетенций: - перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек. задания: «Проверь по словарю «Произноси правильно», как надо произносить выделенное слово»; - задание: «Найди в Словаре происхождения слов слово СОКРОВИЩЕ. Расскажи, что интересного тебе удалось узнать»;

Прием «6-ти вопросов» заключается в том, чтобы ученик, читая или слушая научный или научно-популярный текст, выделил ответы на 6 основных вопросов. Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий. Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием? С помощью этого приема ученики устанавливают соответствие между имеющимся собственным опытом и полученной информацией.

Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им уже знакома, знаком «+» - новое, знаком «-» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и требует дополнительного изучения.

Упражнения для формирования коммуникативных компетенций: - задания: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач. - задания : «Составь и запиши 5 верных числовых равенств и 5 верных числовых неравенств. А сосед по парте проверит их»

Упражнения для формирования компетенций личностного самосовершенствования: - задания, например: «Ты когда-нибудь видел(а) гроздья рябины? Жёлтые цветы на картине похожи на эти гроздья?», «Приведи и ты свой пример из жизни, к которому подходит эта пословица.», «Тебе знакомы эти герои? Ты читал(а) о них в фильме или видел(а) мультфильм?»

Результативность В ходе исследования диагностировалось: - сформированность общеучебных навыков и учебных действий; - сформированность общеучебных навыков и учебных действий; - сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения; - сформированность внутренней позиции школьника, его мотивации учения; - сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация). - сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация).

Анализ сформированности общеучебных навыков и учебных действий

Изучение уровня школьной мотивации

Диагностика коммуникативной компетентности детей