Технология обучения анализу поэтического текста Автор Софья Львовна Каганович доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития образования
В основу технологии положены: Наблюдения Л.С.Выготского над «эстетической реакцией», психологией восприятия искусства См.: Л.С.Выготский. Психология искусства. М.:1968; Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:1991.
В основу технологии положены: Современные литературоведческие подходы к анализу художественного текста. См.: Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство- СПБ, 1996.
А.С.Пушкин «Виноград»
Не стану я жалеть о розах, Увядших с легкою весной. Мне мил и виноград на лозах, В кистях созревший под горой, Краса моей долины злачной, Отрада осени златой, Продолговатый и прозрачный, Как персты девы молодой г.
Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) роза виноград
Для наглядности представим «шаги» анализа в виде таблицы
Таблица розавиноград
Заполняя таблицу, находим в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) – и по возможности сразу определяем изобразительные средства и художественные приемы, способствующие возникновению тех или иных ассоциаций, того или иного эмоционального восприятия текста
розавиноград лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в
розавиноград лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в увядших с легкою (эпитет) весной мил созревший краса моей долины злачной (метафора, эпитет) отрада осени златой (эпитет) продолговатый, прозрачный (эпитеты) как персты девы молодой (сравн.)
Следующий шаг: придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов («ассоциативный анализ»)
Весна жизни роза весна Радость бытия Моло- дость красоталюбовь
Осень жизни виноград осеньзрелость итоги года Сладость плодов урожай
розавиноград лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в ассоциациилексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в ассоциации увядших с легкою (эпитет) весной весна любовь красота радость бытия счастье молодость мил созревший краса моей долины злачной (метафора, эпитет) отрада осени златой (эпитет) продолговатый, прозрачный (эпитеты) как персты девы молодой (сравн.) осень урожай сладость плодов итоги года зрелость
Еще раз обращаемся к художественным средствам, проясняющим, уточняющим мысль поэта: Тропы Синтаксические фигуры и приемы Особенности строфики, звукописи и т.д. - и определяем их функцию в стихотворении.
Эпитеты (делают образ винограда более ярким, чем образ розы): С легкою весной Краса… долины злачной (т.е. урожайной) Отрада осени златой Продолговатый и прозрачный
Сравнение (также «украшает» образ винограда) Как персты девы молодой
Определение (эпитет?) «девы молодой» как бы объединяет эти два образа, воплощая философскую мысль поэта о вечном круговороте жизни
Синтаксический параллелизм, также соотносящий, «примиряющий» оба образа: Увядших с легкою весной В кистях созревший под горой
Звукопись Ассонансы полногласных «А», «О», делающие образ винограда более «зримым»
О чем же это стихотворение? (интерпретация) О весне и осени человеческой жизни. О том, что «златая осень» подведения творческих итогов для автора важнее и желаннее, чем «легкая весна» молодости и любви
Попробуем «вписать» это стихотворение в контекст творчества автора в целом Мне вас не жаль, года весны моей… - «придите вновь, года моей весны!» (1820) «Цветок» - «…или уже они увяли, как сей неведомый цветок» (1828) «Брожу ля я вдоль улиц шумных…» («…мне время тлеть, тебе цвести») – 1829 «Осень» – «Я не люблю весны; скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен»; «И с каждой осенью я расцветаю вновь»
В контексте мировой литературы Саади (13 век ) Сад плодовСад цветов ( роз )
Однажды Саади отдыхал со своим другом в прекрасном саду, где цвели розы и созревал виноград. Друг посетовал, что «недолговечны розы в садах», на что автор ответил:
«Для развлечения читателей и отрады всех желающих я могу написать книгу «Розовый сад» - от жесткого дыхания осеннего ветра лепестки этого сада не облетят, его радостную весну круговращение времен не обратит в унылую осень: Зачем ты сыплешь розы на поднос? Унес бы лепесток из «Сада роз»! Дней пять иль шесть - и розы цвет поблек, А «Саду роз» назначен вечный срок». Саади. Гулистан.
Алгоритм анализа
1.Лексико-семантический анализ 1. Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления. 2. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым - 3. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. 4. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла. 5. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.
2. Лингво-стилистический анализ 1.Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, синтаксические фигуры, контрастные сопоставления и т.д. 2. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера - ямб, хорей и др., длины строк, рифмы - мужской или женской, рифмовки,особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа. 3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение.
3. Анализ стихотворения в контексте В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) - и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения. В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.
УУД, формируемые в процессе анализа поэтического текста
личностные самоопределение и самопознание на основе соотнесения своего «Я» с духовным миром лирического героя произведения смыслообразование и ориентация в системе личностных смыслов через постижение логики движения авторской мысли и лирического сюжета присвоение эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
регулятивные? – все; коммуникативные? – все
познавательные общеучебные: свободное восприятие текстов разных эпох и направлений; понимание имплицитной (невыраженной, подтекстовой) информации текстов; рефлексия на эстетическую составляющую (форму) текстов; понимание и адекватная оценка языка текстов;
логические: анализ текстов с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих (ассоциативных, подтекстовых) компонентов; понимание логики движения авторской мысли; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации материала;
УУД, направленные на разрешение проблемных ситуаций: выдвижение интерпретационных гипотез и их обоснование; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; решение задач, имеющих множественные решения (интерпретация текстов)
Критерии оценивания умений анализа поэтического текста 56 классы 1. Умеют ли учащиеся анализировать выученные наизусть программные стихотворения? 2. Умеют ли находить в них слова, выражающие авторское отношение к изображаемому? 3. Могут ли определить элементарные функции композиции и изобразительно-выразительных средств или только их называют? 4. Умеют ли приводить примеры, подтверждающие свое мнение?
Критерии оценивания умений анализа поэтического текста 79 классы 1. Знают ли учащиеся авторов изученных стихотворений, умеют ли определять их настроение? 2. Могут ли проанализировать текст, не входящий в школьную программу? 3. Способны ли назвать изобразительно-выразительные средства создания образов и определить их функции? 4. Могут ли найти ключевые образы, связанные с пониманием прочитанного? 5. Умеют ли определять образы, характерные для данного поэта, и их назначение? 6. Могут ли выявить авторскую позицию, прокомментировать мысли и чувства лирического «я»?
Основные источники: Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. М.: 1974 Выготский Л.С.. Психология искусства. М.:1968 Выготский Л.С.. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:1991 Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001 Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8– 11-е классы. М.: НПО «Образование от А до Я», 1999 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПБ, 1996 Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством // Литература в школе Педагогические мастерские по литературе. Кн. 1 и 2. СПб., 2000 Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе интеграция инновационного и традиционного опыта. СПб., 2002 и др. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб.: Знание, 2001