1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В СТРУКТУРЕ НОВОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА Кафедра управления образованием Кравцов А. О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург
Требования к структуре основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ ТРЕБОВАНИЯ Учебный план Программа развития УУД Программы по предметам Система оценки Плани- руемые резуль- таты Программа ДН воспитания Программа здорового образа жизни
ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА статус документа; структура и наполнение учебного плана (в том числе распределение времени между его компонентами инвариантным и вариативным, образовательными областями, учебными предметами); максимально допустимая аудиторная нагрузка.
ДИНАМИКА СТАТУСА БУП БУП год Статус документа 1988 Письмо, которое определяет 5 вариантов учебного плана (право выбора имеет школа) Нормативный документ, который определяет количество часов на изучение образовательных областей, устанавливает нагрузку учащихся Нормативный документ, определяющий распределение учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей, обязательную минимальную нагрузку учащихся, максимальный объем учебной нагрузки учащихся на каждый год обучения, условия финансирования Нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и по учебным годам По своему общественному статусу федеральный государственный образовательный стандарт общего образования является важнейшим механизмом реализации основной Миссии образования формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны (выделено авторами Стандарта). По своему юридическому статусу федеральный государственный образовательный стандарт общего образования представляет собой систему требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, являясь, таким образом, механизмом реализации как конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права....определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеучебной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.
СТРУКТУРА БУП БУП год Структура документа 1988Инструктивное письмо определяет 5 вариантов учебного плана (право выбора имеет школа) Состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. БУП основа для разработки регионального учебного плана. Разрабатывается школой с учетом рекомендаций региона. 1998Состоит из двух частей: инвариантной (федеральный компонент) и вариативной (региональный и школьный компоненты). Разрабатывается школой с учетом рекомендаций региона. 2004Состоит из трех компонентов: федеральный (не менее 75%); региональный (не менее 10%) и школьный (не менее 10%). Соотношение определяется субъектом Федерации. 2008Состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В начальной и основной школе инвариантная и вариативная части должны составлять 65% и 35% соответственно, возможное отклонение может составлять не более 5%. Представлено три варианта базисного учебного плана!
Начальное общее образование Вариант 1 Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Всего IIIIIIIV Инвариантная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык–2226 Математика Окружающий мир22228 Духовная культура народов России–––0/10,5 Музыка11114 Художественный труд22228 Физическая культура22228 Итого: ,586,5 Вариативная часть (6-дневная учебная неделя) –332,58,5 Предельная аудиторная нагрузка (6-дн.) Предельная аудиторная нагрузка (5-дн.) Внеурочная деятельность10 40 Всего к финансированию (6-дн.)
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОЕКТ ФИРСОВА. РУССКИЙ ЯЗЫК ПЕРВОЕ ПОКОЛЕНИЕ (МИНИМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ) ПРОЕКТ КОНДАКОВА. РУССКИЙ ЯЗЫК ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ (ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО) Лексика и фразеология Слово основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы. Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов Лексикология и фразеология Слово как единица языка; лексическое и грамматическое значение слова; однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение, метафорические и метонимические значения. механизмы формирования в слове вторичных значении; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; тематические группы лексики; активный и пассивный словарный запас, понятия архаизма, историзма. неологизма; сферы употребления русской лексики; разные стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный); исконно русские изаимствованные слова; понятие фразеологизма, его основные признаки и типы, использование фразеологизмов в речи; типы толковых словарей, строение словарной статьи в толковом словаре
Динамика изменений максимально допустимой аудиторной нагрузки учащегося
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ