Никола Пуссен ( ) Михайловская НА.
Пуссен – французский художник. Пуссен – французский художник. Обучение в Риме, приглашение кардинала Барберини. Обучение в Риме, приглашение кардинала Барберини. Неистовый ученик.1620-е годы – поиск стиля. Неистовый ученик.1620-е годы – поиск стиля. Сфера интересов античность, Рафаэль, венецианцы, барокко, математика, астрономия. Сфера интересов античность, Рафаэль, венецианцы, барокко, математика, астрономия.
Нарцисс и Эхо Лувр
Аполлон и Дафна. 1625
Триумф Давида. 1627
Смерть Германика 1627.
«Смерть Германика» Палаццо Барберини. Германик – знаменитый полководец, отравленный по приказу Тиберия. Германик – знаменитый полководец, отравленный по приказу Тиберия. Дух мужественной скорби, высокий пафос. Дух мужественной скорби, высокий пафос. Торжество разума и долга над чувством – сродни монологам Корнеля. Торжество разума и долга над чувством – сродни монологам Корнеля.
Мученичество св Эразма Ватиканская пинакотека. Мученичество св Эразма Ватиканская пинакотека. Эразм – раннехристианский святой. Эразм – раннехристианский святой. Согласно легенде его пытали, наматывая внутренности на лебедку. Согласно легенде его пытали, наматывая внутренности на лебедку.
Дирк Боутс. Мученичество св.Эразма. 15 век.
Победа Иисуса Навина над амаритянами ГМИИ
Теория модусов Модус – образный ключ (сумма приемов образно-эмоциональных характеристик и композиционно-живописного строя), наиболее соответствующий выражению определенной темы. Модус – образный ключ (сумма приемов образно-эмоциональных характеристик и композиционно-живописного строя), наиболее соответствующий выражению определенной темы. Наименования модусов взяты из греческих названий различных ладов музыкального строя. Наименования модусов взяты из греческих названий различных ладов музыкального строя.
Модусы Дорийский лад – строгие суровые форы (тема нравственного подвига). Дорийский лад – строгие суровые форы (тема нравственного подвига). Фригийский лад – темы драматического характера. Фригийский лад – темы драматического характера. Ионийский лад – темы радостные. Ионийский лад – темы радостные. Лидийский лад – темы диллические. Лидийский лад – темы диллические. + отчетливое выражение идеи, ясная логика, завершенность замысла. + отчетливое выражение идеи, ясная логика, завершенность замысла. - опасность штампа, омертвения живого процесса творчества. - опасность штампа, омертвения живого процесса творчества.
Ринальдо и Армида ГМИИ
Ринальдо и Армида герои поэмы «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Т. Тассо ( ). Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима в 1099 г. и установлением христианского царства. Поэма посвящена первому Крестовому походу, завершившемуся захватом Иерусалима в 1099 г. и установлением христианского царства. Армида, красавица-колдунья, была послана Сатаной (поддержкой которого заручились сарацины), чтобы сокрушить крестоносцев силой своих чар. Она ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно Цирцее, превратила в монстров. Армида, красавица-колдунья, была послана Сатаной (поддержкой которого заручились сарацины), чтобы сокрушить крестоносцев силой своих чар. Она ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, что он спас своих товарищей, которых она, подобно Цирцее, превратила в монстров. Однако, покоренная красотой Ринальдо, Армида влюбляется в него и уносит в свои зачарованные сады. Однако, покоренная красотой Ринальдо, Армида влюбляется в него и уносит в свои зачарованные сады.
Ринальдо и Армида Лондон, галерея Дулвич.
Антоний ван Дейк. Ринальдо и Армида. 1629
Танкред и Эрминия ГЭ
Танкред и Эрминия. Музей Бирмингема.
Классицизм Пуссена Основой искусства художника были поиски нравственного и эстетического идеала. Основой искусства художника были поиски нравственного и эстетического идеала. Во всем, начиная от сюжета и кончая исполнением картины, он стремился достигнуть гармонии, соединяющей и мудрость мысли, и героические характеры, и безупречную ясность живописного языка. Во всем, начиная от сюжета и кончая исполнением картины, он стремился достигнуть гармонии, соединяющей и мудрость мысли, и героические характеры, и безупречную ясность живописного языка. Пуссен искал темы для своих произведений главным образом в Библии или античной истории. Но нередко, особенно в ранний период творчества, он обращался и к литературным сюжетам. Пуссен искал темы для своих произведений главным образом в Библии или античной истории. Но нередко, особенно в ранний период творчества, он обращался и к литературным сюжетам.
«Акис и Галатея» Национальная галерея. Дублин
Пейзаж с Полифемом ГЭ
Пейзаж с Геркулесом и Какусом.
Времена года Весна. Адам и Ева в раю.
Осень. Руфь и Боаз.
Осень. Исход.
Зима. Потоп.