ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Январь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Психологический комфорт – это прежде всего взаимопонимание, взаимодействие, взаимотерпимость, когда учитель и ученик понимают друг друга с одного слова, одного взгляда, когда ученик занимает достойный статус в классном коллективе.
Толерантность – это отношение к окружающим людям, не допускающее насилия, принуждения, дискриминации из-за различий в национальности, образе жизни, личностных особенностей каждого человека. Толерантность – это общечеловеческая ценность современного мира. Толерантность не только отношение к окружающим людям, но и одно из важнейших профессиональных качеств учителя. В основе толерантности лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой. Формирование у себя Т. - одна из важных задач профессионального воспитания учителя.
Комплекс личностных качеств современного учителя. Важнейшей предпосылкой успешности учителя является наличие определенных профессиональных способностей: профессиональных знаний умений. Навыков, воображения – специальной способности выражающей в предвидении последствия своих действий; профессионального творческого мышления. Умения работать и общаться с детьми. Учитель должен отличаться патриотическими качествами, политической убежденности. Большое значение в структуре его личности имеют дидактические способности, проявляющиеся в умении передавать знания, необходимую информацию, делать ее доступной, вызывать познавательный интерес у учащихся. Неотъемлемый компонент личности учителя составляют академические качества, выражающие в способности к деятельности в соответствующей области науки ( истории, математике и др.). Не менее значимым свойством является способность проникать во внутренний мир ребенка, психологическая наблюдательность, сверенная с пониманием личности.
Выводы: Уважение, внимание, забота и одобрение учителей повышают у учащихся чувство собственной ценности и приводит к формированию позитивной самооценки. Отрицательные эмоции, напротив, побуждают избегать контакта с негативным событием. Это проявляется в том, что ученик отказывается выполнять задание, которое у него плохо получается. Положительные эмоции стимулируют действия позитивного характера. Отсюда следует, что позитивный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно. Желание учиться, мотивация учебных достижений связаны с положительным отношением к учителю, что, в свою очередь определяет ценность сохранения таких отношений. Результаты анкетирования показали, что наиболее важными качествами идеального учителя ученики считают способность к пониманию, отзывчивость, доброту, заботливость – то есть общечеловеческие качества, и только затем – высокий профессионализм. К тому же, ученики 10-б и 10-в класса предпочитают педагогов с чувством юмора, веселостью и остроумием.
Для справки Ныне социальный авторитет и престиж обычного учителя средней школы ниже юриста, врача или управленца. В настоящее время общественный вес и авторитет учителей средней школы котируется в лучшем случае на уровне страховых агентов, иногда бухгалтеров средней руки. Статус учителей начальной школы заметно ниже на том же уровне, что и социальных работников, конторских служащих, диспетчеров.
1. Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании: ученик - основной объект заботы учителя; воспитание и обучение без уважения к ученику - подавление; школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку. 2. В сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно; школа должна создать условия для развития личности. 3. Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися. 4. Негативные явления: жалобы родителей и учащихся на некоторое поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. 5. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы. 6. Проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию. Каково же сегодня состояние на уроках? Что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребенку?
ПредметСр. балл% качестваУспеваемостьНизкое Высокое кач. зн. Алгебра г – 33.3% 6б -55% геометрия г-30% 7в -50% Информатика в – 8.4% 9б – 81% Русский язык г-43% 6б-75% Литература г-57% 5б -89% Англ. язык г – 33.5% 6б – 60% Изо и черчение г – в – 96.1% Химия в – 31% 8г – 43% Биология г – 57% 6б – 89.4% География г -48% 6б -70 Таблица анализа успеваемости за 1 полугодие 2008/ 2009 учебного года по общеобразовательным классам
ПредметСр. балл % кач% усп. Ср. балл % кач % усп. Ср. балл % кач % усп. Основная школаСредняя школаИТОГО: Русский язык Литература История России Обществознание География Алгебра Геометрия ,5 Биология Физика ,5 Химия ЛПФ Информатика Труд Тех.мод. и дизайн Англ. язык Таблица анализа успеваемости за 1 полугодие 2008/ 2009 учебного года по предметам в лицейских классах
5а6а7а7б8а8б8в9аИтого 5-9 кл 10 а 10 б 10 в 11 а 11 б Итого кл ИТО ГО Успева ют на « 5 » % кач-ва знаний (ЗУН) с одной « 3 » в % % успевае мости Таблица успеваемости в лицейских классах