По данным НИИ детства в настоящее время увеличилось количество детей с ЗПР. Сущность ЗПР состоит в следующем: развитие речи, памяти, внимания, мышления и эмоциональной сферы личности происходит с отставанием от нормы. Это влечет за собой трудности в учебной деятельности: неуспеваемость и дезадаптацию. При условии систематической коррекционной поддержки и общеукрепляющего оздоровления есть благоприятный прогноз.
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки. Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковую гимнастику, бисероплетение, кинезиологические упражнения, графомоторные упражнения.
Из бисера можно сделать много интересных поделок: цветы, игрушки, вышивки. Изделия из бисера были найдены еще при археологических раскопках в Египте. А само слово «бисер» произошло от арабского «бусра», что означает «бусинки с отверстиями». Работа с мелкими предметами требует от ребенка сосредоточенности, напряжения определенных мышц руки, что несомненно влияет на развитие мелкой моторики.
«Часы» Часы я на руку надел, На время изредка смотрел. «Очки» Очки помогают нам книги читать, Писать, рисовать, готовить, вязать... «Пароход» Пароход большой плывет, Капитан его ведет. «Телевизор» Без телевизора скучно, друзья, Но долго смотреть телевизор нельзя.
Кинезиология – наука о развитии ВПФ через определенные двигательные упражнения. Это древняя наука, известная со времен Конфуция, Асклепиада и Гиппократа. При использовании кинезиологических упражнений улучшается каллиграфия, повышается работоспособность, активизируются познавательные процессы. Упражнения помогают адаптации леворуких детей, детям с ДЦП, исправлению дислексии.
1.Указательным пальцем правой руки тяните на себя большой палец левой руки, который должен сопротивляться изо всех сил. Аналогично для другой руки.
2 Указательным пальцем правой руки с усилием нажимайте на большой палец левой руки со стороны ладони. Большими пальцами надо сопротивляться. Аналогично для другой руки.
3.Согнутыми пальцами правой руки изо всех сил пытайтесь оттолкнуть левую кисть, которой давите на все пальцы. Выполните то же другой рукой.
4.С усилием зажмите правой ладонью кулак левой руки со стороны ладони. Кулак пытайтесь разжать. Выполните то же для другой руки.
5.С усилием зажмите правой ладонью кулак левой руки с тыльной стороны. Кулак пытайтесь разжать. Выполните то же для другой руки.
6.С усилием зажмите правой ладонью кулак левой руки с тыльной стороны. Кулак пытайтесь развернуть. Выполните то же для другой руки.
Сергеева Ю.М. – учитель начальной школы-детского сада Использована литература: 1.А.Л.Сиротюк Коррекция обучения и развития школьников.- М.:ТЦ Сфера, 2002,-80 с. 2.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во НЦЭНАС, 2001,- 136с.