Тема: Эмоционально- оценочные прилагательные в аспекте обучения русскому языку как иностранному
Актуальность: На сегодняшний день нет достаточно полного исследования эмоционально-оценочных прилагательных в аспекте обучения русскому языку как иностранному, несмотря на то, что их употребление способствует приданию речи иностранных учащихся эмоционального, живого и разговорного характера.
Цель: Исследование эмоционально- оценочных прилагательных с лингвистической и антропоцентрической точек зрения, необходимое для разработки элективного курса, направленного на обучение эмоционально-оценочным прилагательным иностранных учащихся.
Задачи: 1) изучение теоретических концепций, посвященных эмоционально-оценочной лексике, и выбор той, которая в наибольшей степени соответствует лингвометодической цели исследования;
2) анализ эмоционально-оценочных прилагательных: –исследование эмоционально- оценочных прилагательных в аспекте их словообразовательных особенностей (выделение наиболее употребляемых эмоционально-оценочных суффиксов),
–исследование эмоционально-оценочных прилагательных в аспекте их стилистических особенностей (выделение наиболее частотных эмоционально-оценочных стилистических помет);
3) анализ эмоционально- оценочных прилагательных с антропоцентрической точки зрения (анализ эмоционально- оценочных прилагательных как средства выражения в языке некоторых особенностей русского национального характера);
4) составление комплекса упражнений, ориентированных на формирование навыков употребления эмоционально- оценочных прилагательных иностранными учащимися.
Материал: прилагательные с эмоционально- оценочным компонентом значения, выраженным определенными словообразовательными средствами и содержащие определенный стилистический потенциал прилагательные с эмоционально- оценочным компонентом значения, выраженным определенными словообразовательными средствами и содержащие определенный стилистический потенциал
Глава I: «Лингвокультурологичес- кие основы описания эмоционально- оценочной лексики русского языка»:
За основу исследования взята концепция Н.А.Лукьяновой, в которой идет отождествление эмоции и оценки. За основу исследования взята концепция Н.А.Лукьяновой, в которой идет отождествление эмоции и оценки.
Глава II: «Лингвистические и антропоцентрические характеристики эмоционально-оценочных прилагательных в аспекте РКИ»
Делится на 2 части: o Лингвистическая o Антропоцентрическая
Лингвистический анализ проведен по 2-м аспектам: o словообразовательному o стилистическому
Словообразовательный анализ Анализ эмоционально-оценочных прилагательных, выражающих: o положительные эмоции и чувства (суффиксы -еньк/-оньк и -юсеньк) Выражение положительных чувств (симпатия, умиление, сопереживание: малюсенький, хорошенький, миленький и др.)
o Отрицательные эмоции и чувства (суффиксы -оват/-еват, -ущ/-ющ и -енн) Выражение отрицательных чувств (надменность, раздражение, неодобрение: здоровенный, толстоватый, злющий и др.)
Стилистический анализ: Анализ эмоционально-оценочных стилистических помет: o выделение эмоций, оценок и чувств, передаваемых с их помощью, o выделение словообразовательных средств, способствующих выражению определенных эмоций, чувств и оценок
Например: слова с пометой «ласкательное» образуются с помощью суффиксов - еньк/-оньк и –юсеньк и выражают чувство ласки, нежности, участия и сопереживания по отношению к предмету речи
Антропоцентрический анализ: выделение некоторых особенностей русского характера, нашедших отражение в фактах русского языка: выделение некоторых особенностей русского характера, нашедших отражение в фактах русского языка: эмоциональность, оценочность, доброта, потребность в ласке, жалостливость и способность к сопереживанию
Глава III « Комплекс упражнений, направленный на формирование навыков употребления эмоционально-оценочных прилагательных эмоционально-оценочных прилагательных (с методическими рекомендациями) »
Составление на основе учебного текста упражнений 3-х типов: o предтекстовые o притекстовые o послетекстовые