Смысловые группы наречий 7 класс Электронный ресурс подготовлен учителем русского языка и литературы Черновой Л.Н. МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской обл.
Беседа по вопросам - Какие значения слова НАРЕЧИЕ вам известны? - Охарактеризуйте наречие как часть речи. - На какие вопросы отвечают наречия? - Какова обычная роль наречий в предложении? - С какими частями речи могут сочетаться наречия? - Есть ли общие грамматические признаки у наречий и имен прилагательных? - Что общего у наречий и деепричастий?
Смысловые группы наречий Задание : запишите значения наречий в виде таблицы, пользуясь своими знаниями и материалом учебника. Примеры подберите самостоятельно. ЗНАЧЕНИЯВОПРОСЫПРИМЕРЫ 1. Образ действияКак? Каким образом? 2.ВремяКогда? С каких пор? До каких пор? 3. МестоГде? Куда? Откуда? 4. ПричинаПочему? 5. ЦельЗачем? С какой целью? 6. МераСколько? Во сколько раз? На сколько? В какой степени? В какой мере?
ЗНАЧЕНИЯПРИМЕРЫ 1.Образ действияУмело 2.ВремяУтром, издавна, бесконечно 3.МестоВезде, налево, справа 4.Причинасослепу 5.ЦельНарочно, нечаянно, назло 6.МераДважды, втрое, намного, чрезвычайно, совершенно
Выполнение упражнений 1.Упр.202:устно 2.Упр.204: комментированное письмо. 3.Упр.205: дополнить таблицу примерами из упражнения. 4. Упр.206: комментированное письмо.
Работа с таблицей наречий, указывающих на признак Существуют наречия, которые не называют признаки, а только указывают на них. Прочит. стих. Маршака (упр.97). - На какие признаки указывают наречия? Систематизируем группы таких наречий. указательные Здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда неопределенные где – то, куда – то, где – нибудь, кое – где, кое - как Вопросительно- относительные где, когда, куда, зачем, как, почему отрицательные никак, негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, незачем, нипочем, ничуть, нисколько
Запишите предложения, определите смысловые значения наречий, их синтаксическую роль 1) Не угас ещё вдали закат, а листва скользит узором четким. 2) Таинственно шумит лесная тишина. 3) Одиноко я бреду по листве в аллее старой. 4) Светло, легко и своенравно она блестит среди болот и к старым мельницам так плавно несет стекло весенних вод. 5) Далеко, далеко в тишине колокольчик поет, замирая. (И.Бунин)
Замените в тексте повторяющиеся слова наречиями и местоимениями. Определите, какие изменения вызвала эта замена. Объясните, что соединяют наречия. Рано утром я пошел в сарай. Вдруг кто-то прошмыгнул мимо моих ног и бросился в сарай. Я вошел в сарай. Из угла, где лежало сено, доносились какие – то звуки. В углу кто-то возился. Не успел что-либо предпринять, как из угла выскочила мышь, а за ней наш кот Васька. В то же мгновение мышь юркнула в щель под сараем. (Заменяющие слова: туда же, там, оттуда, она.)
Домашнее задание: Пар. 33, упр.205
Использованная литература 1. Голуб И.Б. Русский язык. 7 класс. Сборник проверочных заданий/ И.Б.Голуб, М.В.Недзельский. – М.: ОЛМА Медиа Групп, Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учрждений. – 6-е изд. – М. Просвещение – 227 с. Иллюстративный материал: 4. «Русский язык. Наречие». Альбом учебный из 6 листов. Издательство «Экзамен», 2005г.