Марина Цветаева Очерк жизни и творчества Если душа родилась крылатой – Что ей хоромы и что ей хаты! Что Чингисхан ей - и что – Орда!
Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Стр. 212
Мой путь не лежит мимо дома – ничьего – 1941 Жить «мимо времени»
Детство и юность Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. стр.79
Отец – профессор искусствоведения Мать – талантливая пианистка, ученица Рубинштейна Сестра - Анастасия «Генералам 12 года» стр. 38
В его лице я рыцарству верна, Всем вам, кто жил и умирал без страху,- Такие - в роковые времена – Слагают стансы – и идут на плаху…
Муж – Сергей Эфрон
«Берегите Гнездо и Дом» Годы революции Дочери – Ариадна и Ирина Смерть Ирины от голода «Лебединый стан»
Эмиграция «Даль, прирожденная как боль…» 1922 «Тоска по Родине…» стр. 438 «Рас-стояния: версты, мили» стр.392
Возвращение на родину «Той России – нету, Как и той меня.» «Мой письменный верный стол!..» стр. 423 « Вскрыла жилы: невосстановимо…» стр.431
Последний год жизни «И – гроба нет! Разлуки – нет!» «А меня простите – не вынесла» г. Елабуга
Особенности художественного мира Тождественность лирической героини и личности поэта Самодостаточность личности, творческий индивидуализм и даже эгоцентризм Существование «мимо времени» («поэт без истории»)- мотив «эмиграции»
Особенности художественного мира Романтическое двоемирие: Романтическое двоемирие: Конфликт «бытового» с «бытийным» Конфликт «бытового» с «бытийным» Обособленность «безмерной души» поэта в опошленном «мире мер» Обособленность «безмерной души» поэта в опошленном «мире мер» Противопоставление себя – русской - всему нерусскому Противопоставление себя – русской - всему нерусскому Состояние абсолютного одиночества Состояние абсолютного одиночества Трагизм тоски по России Трагизм тоски по России
Особенности художественной формы стихов жанр «отрывка» приемы поэтической риторики (эллипсис, эмфатическое тире, умолчание, паузы, синтаксические переносы (анжанбеман), восклицательные предложения,) экспрессивные определения цветовая символика образы-символы (крылатость, вечность, бессмертие)