Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Мотивация учебной деятельности Различают понятия «мотив» и «цель». Цель это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие.
Типы мотивации учебной деятельности Знания Цель (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.) Отрицательная (неуспешная мотивация) (неудобства и неприятности – укоры со стороны родителей, учителей и т.д.) Успешная мотивация Средство достижения Мотивация, связанная с социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) Узколичностная мотивация (одобрение окружающих, Путь к личному благополучию и т.д.) Мотивация с связанная с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) Мотивация, связанная с процессом учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная актуальность, Реализация своих способностей)
5 уровней учебной мотивации 1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности; 2. Хорошая школьная мотивация; 3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью; 4. Низкая школьная мотивация; 5. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Условия для внутреннего мотивирования процесса учения 1. - Предоставление свободы выбора 2. - Максимально возможное снятие внешнего контроля 3. - Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика 4. - Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем 5. - Важна ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников 6. - Личность учителя и характер его отношения к ученику 7. - Использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации.
Причина спада школьной мотивации У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего Отношение ученика к учителю Отношение учителя к ученику У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельность в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания Личная значимость предмета Умственное развитие ученика Продуктивность учебной деятельности Непонимание цели учения Страх перед школой
Формирование мотивов учебной деятельности Словесные Наглядные и практические методы Репродуктивные и поисковые методы Индуктивные и дедуктивные методы Методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя
Развитие мотивов учения Через усвоение учащимися общественного смысла учения Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его
Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности 1. Способ раскрытия учебного материала 2. Организация работы над предметом малыми группами 3. Отношение между мотивом и целью 4. Проблемность обучения 5. Содержание обучения
Как изучить мотивацию учеников? Методы изучения: Наблюдение за поведением учеников ( во время урока, в различных видах деятельности) Специально подобранные ситуации (экспериментально- подобранные ситуации) (включаются в естественный ход учебного процесса в виде контрольной, Задания на классном часу и т.д.) Индивидуальная беседа с учеником (прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения Для данного ученика) Анкетирование (массовый сбор материала в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению)
АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ (автор Н.Г. Лусканова) Цель: оценка уровня развития учебной мотивации учащихся подросткового возраста. Ход исследования: данная, анкета может быть использована при индивидуальном обследовании учащегося, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления: 1. Вопросы читаются педагогом вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или учащийся) должны написать те ответы, которые им подходят. 2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение положительной динамики в обучении и развитии.
Вопросы анкеты 1. Тебе нравится в школе или не очень? (Не очень, нравится, не нравится). 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? (Чаще хочется остаться дома, бывает по-разному, иду с радостью). 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? (Не знаю, остался бы дома, пошел бы в школу). 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? (Не нравится, бывает по-разному, нравится). 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (Хотел бы, не хотел бы, не знаю). 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (Не знаю, не хотел бы, хотел бы). 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? (Часто, редко, не рассказываю). 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие учителя? (Точно не знаю, хотел бы) 9. У тебя в классе много друзей? ( Мало, много, нет друзей). 10. Тебе нравятся твои одноклассники? (Нравятся, не очень, не нравятся).
Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок: ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 бал лов. Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, сред ней и низкой мотивацией. Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
баллов (максимально высокий уровень) высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
балла хорошая школьная мотивация. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
баллов положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
баллов низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Такие учащиеся могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Учитывая тип и способы восприятия каждого ученика, учитель может: 1) привлечь внимание детей; 2) замотивировать их на процесс обучения; 3) дисциплинировать весь класс; 4) подать важное и трудное содержание так, чтобы информацию восприняли все учащиеся; 5) правильно построить опрос, с учетом ведущей репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.; 6) правильно организовать педагогический процесс во время урока.
Приемы, облегчающие учебную деятельность школьников: 1) не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, давать время на обдумывание; 2) желательно, чтобы ответ был в письменной форме; 3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный и сложный материал; нужно разбить его на части и давать по мере усвоения; 4) не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок; 5) формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений; 6) осторожно оценивать неудачи школьников; 7) давать время для проверки написанного; 8) создавать спокойную обстановку, отвлекать в минимальной степени и не переключать внимание.
Мнения отечественных психологов и педагогов Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова) считают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям: а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия; б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий; в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов. назад
Выводы: 1. Исследования, посвященные рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание, т.е. различного рода словесные подкрепления, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Этими воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.
2. Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, научных, профессиональных интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.
3. Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например: 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет); 2) приемы и методы работы на уроке не. соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание); 3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.